В ходе первого чтения против него высказались депутаты всех четырех оппозиционных фракций нижней палаты парламента.
Как сообщает bel.ru, на законопроект последовала негативная реакция со стороны региональных и муниципальных властей, большинства министерств и ведомств, которые так или иначе связаны с данной рекламной отраслью.
Сам проект в электронную систему Думы попал 8 июля, когда подходила к концу весенняя сессия. И уже 15 июля он прошел первое чтение. При этом никто не провел его предварительное обсуждение и не дал оценку, чем чревато его принятие на практике.
Как предусматривал законопроект, выбранный исходя из произвольных критериев единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений обладал бы серьезными преференциями. Но их не было бы у компаний, уже работающих на рекламном рынке. Это касается разработки программного обеспечения, обязательного к применению всеми операторами наружной рекламы, права устанавливать и эксплуатировать рекламные конструкции на государственных и муниципальных участках земли и на транспорте. Помимо этого, единому оператору принадлежали бы после принятия закона рекламные объекты на протяжении длительного срока - 30 и более лет. При этом ему не нужно было бы проводить торги, получать разрешения на установку и эксплуатацию объектов и соблюдать требования, которые предъявляют отраслевые технические стандарты, в том числе правила дорожной безопасности. Не было необходимости и соблюдать требования законодательства, которые касаются охраны культурного наследия.
Единственное, на чем базировалась инициатива разработчиков законопроекта: единый оператор обеспечит национальную безопасность. При принятии данного законопроекта в отрасли появлялась бы искусственная монополия, а все остальные участники рынка несли бы ущерб, поскольку прямо бы зависели от единого оператора. Их могли заставить покинуть рынок всего за несколько месяцев из-за их неспособности в неравных условиях конкурировать с монополистом, которого искусственно создавал бы законопроект.
Но до этого, к счастью, не дошло. Резкая критика законопроекта последовала от представителей бизнес-ассоциаций – РСПП, «Опоры», «Деловой России», Союза операторов наружной рекламы. О том, чем чревато принятие таких поправок, сообщили экономисты МГУ и РАНХиГС. Огромный интерес вызвала публикация доклада, который подготовили специалисты «Минченко консалтинг». В нем рассказывалось, как происходило лоббирование поправок. И прогнозировалось, какие негативные вторичные эффекты могут стать следствием принятия данного законопроекта. Это касается в первую очередь инвестиций. С самого начала негативная позиция по поводу законопроекта была озвучена лидерами оппозиционных фракций Алексеем Нечаевым, Сергеем Мироновым, Леонидом Слуцким, Геннадием Зюгановым, вице-спикером Владиславом Даванковым, руководителями и зампредами комитетов Госдумы Валерием Гартунгом, Станиславом Наумовым, Николаем Арефьевым, Вячеславом Макаровым, Владимиром Плякиным, Николаем Будуевым и рядом других депутатов.
Регионы отправили более 60 критических отзывов на законопроект. В их числе Москва и Московская область, Санкт-Петербург. Отрицательное мнение по поводу законопроекта последовало от главы профильного комитета Совета Федерации Андрея Кутепова. А в результате законопроект рекомендовано было отклонить спикером нижней палаты парламента Вячеславом Володиным, еще в начале рассмотрения пообещавшим учесть интересы всех сторон. Фракция «Единая Россия», которая голосовала за поправки в закон «О рекламе» в первом чтении, затем переменила свою позицию в ходе конструктивного диалога с другими фракциями.
По мнению возглавляющего компанию «Минченко консалтинг» Евгения Минченко, руководством Госдумы было продемонстрировано, что нижняя палата российского парламента способна быть самостоятельным игроком. Что фракция «Единая Россия», у которой большинство мест в Госдуме, способна рассмотреть разумные доводы оппозиции и компаний, которые работают на рынке рекламы.