Posted 2 декабря 2022, 15:07

Published 2 декабря 2022, 15:07

Modified 2 декабря 2022, 15:09

Updated 2 декабря 2022, 15:09

Что такое ребилдинг и спасет ли он одноразовый мир

2 декабря 2022, 15:07
Фото: 1MI
С уходом с рынка иностранных производителей и обрывом логистических цепочек произошел резкий скачок цен в автомобильной индустрии. Теперь новая деталь для автовладельцев - затратная покупка. Помочь в ситуации могут ребилдеры. Но из-за пробелов в законодательстве рука помощи требуется им самим.

Средний возраст грузовых машин составляет 22 года, у «легковушек» продолжительность жизни меньше на 7 лет. Цепочка поставок новых деталей прекратилась, но агрегаты изнашиваться не перестают. При поломке детали у автовладельцев есть несколько вариантов: купить новую запчасть, подержанную или восстановленную. Однако сегодня этот круг заметно сузился.

Рост цен на запчасти

Из-за обрыва поставок запчастей и компонентов в 2022 году стоимость деталей выросла в среднем на 30-50%. Например, тормозные колодки подорожали на 52%, фильтры – на 49%, моторные масла – на 47%, а амортизаторы и ступицы 39%. В Татарстане почти треть автомобилистов закупились запчастями заранее.

Осенью снова произошли изменения: подорожали автозапчасти производителей, которые объявили об уходе с рынка или заморозке работы. Например, запчасти для авто марки Honda подорожали 59%, Mazda - на 49%, BMW и Mercedes-Benz - на 41%, Skoda — на 30%, Hyundai и Kia — на 29%. Таким образом, стоимость автозапчастей выросла на 70–90% с начала года.

Как «пострадал» общественный транспорт

Эту проблему ощутили на себе и казанские перевозчики: содержание автопарка стало затруднительно в плане комплектующих для автобусов, топлива и замены транспортных средств на новые.

До февраля 2022 года автобусы «НЕФАЗ» стоили 12,5 млн, после цена выросла до 15-16 млн. По этой причине Казань не смогла обновить автобусный парк, как планировала в начале года. Однако у 250 «краснобусов» истекает положенный 10-летний срок эксплуатации, и с 2023 года они перестанут выходить на линии.

«Помимо того, что запчасти подорожали, перевозчики сейчас сталкиваются с тем, что на рынке увеличилось количество бракованных запчастей», — отметил председатель Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана Сергей Темляков.

Одна из таких деталей могла стать причиной недавнего инцидента. В автобусе, который, как заявляют в Ассоциации, прошел техосмотр и проверку перед выходом на маршрут, из прорванной трубы полился кипящий антифриз – пассажирка получила ожог голени.

Кроме того, уже шестую неделю дорожает дизельное топливо. За это время его стоимость выросла на четверть. Ранее перевозчики уже обращались к правительству Татарстана с просьбой заморозить цены на дизтопливо.

В связи с этим они подали заявку на увеличение стоимости проезда на 2 рубля. Отказать могут по нескольким причинам: если в состав затрат включены экономически необоснованные расходы или если расходы на автомобильное топливо превышают норматив. 

Кроме того, перевозчики не предоставляют бухгалтерские отчеты, которые подтверждают произведенные траты. Некоторые транспортники даже начали брать кредиты в банках, чтобы покрыть текущие расходы.

Ребилдинг – рискованный бизнес?

Оригиналы деталей и агрегатов, как правило, дорогие, а аналогам доверяют не все автовладельцы. Проверенный временем вариант — их восстановление.

Эксперты считают: 70% изношенных агрегатов можно реанимировать. Во-первых, это не так сильно ударяет по бюджету, так как стоить они будут минимум в два раза меньше. Кроме того, если авто больше 10 лет, то стоимость агрегата иногда будет равна стоимости новой машины. Во-вторых, такой способ позволяет сэкономить сотни тонн металла в год.

По этим причинам у автовладельцев растет интерес к ребилдингу – простыми словами, это восстановление изношенных запчастей и их продажа с гарантией, нечто среднее между заводом и автосервисом. Таких предприятий в стране насчитывается около 500, а объём рынка составляет 70 миллиардов рублей.

Хоть это и востребованный бизнес, он подвергается риску: многие ребилдеры арендуют помещения на краткосрочный период. Город тем временем застраивается жилыми домами, промзоны сносятся. Чтобы избежать этого, нужен закон о промышленной реновации.

По словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, на сегодняшний день Россия официально не имеет промышленности по восстановлению запчастей и агрегатов.

«Все наши нормативные документы, все наши инструменты по поддержке малого и среднего бизнеса могут заработать для них только в том случае, если они легально будут работать. Государство должно отрегулировать проблему технической исправности автомобилей в течение его жизненного цикла. Это нормативно-правовое обеспечение, это доступ к финансовым ресурсам, возможность поддержки этих предприятий», - говорит Катырин.

По словам игроков рынка, затруднения появляются и из-за роста электроники в агрегатах. Чтобы упростить работу, ребилдерам нужна техническая документация производителя – своего рода «руководство». В этом и загвоздка: неофициальным дилерам она, как правило, не предоставляется, а отрасль даже не входит в список кодов ОКВЭД.

«Нет такой отрасли, некого поддерживать. Нет нормативно-правовой базы, это самое главное. Естественно, что куча проблем, которые возникают у тех, кто этой работой занимается. Это касается ведь не только автомобильной промышленности. Это касается технических средств по большому спектру, которые эксплуатируются в стране», - говорит Катырин.

Если отрасль включат в Стратегию развития автомобильной промышленности до 2035 года, а именно это было предложено минпромторгу, то ребилдеры получат доступ к технической информации производителей и свой код ОКВЭД. По прогнозам Союза автосервисов, ребилдинг может закрыть примерно треть потребностей страны в агрегатах для ремонта.

Элина Турышева

Видео: РБК