Советский район Казани — самый большой в городе: это 340 тысяч человек населения, 41 жилой массив и более 165 квадратных километров. Жалоб на уборку снега в районе, особенно после обильных снегопадов, очень много. Однако на весь район на экскурсию по уборке снега откликнулись 17 человек. Из них до самой поездки дошли 8 граждан.
В районе 63% дорог обслуживают МУП «Городские мосты». Остальное — подрядные организации. Все дороги делятся на 3 категории. Первая — это самые насыщенные автомобилями проезды, их убирают более тщательно, обрабатывают реагентами, работы проходят чаще. Третьей категории, куда, к примеру, относятся поселки, достается меньше всего. На таких дорогах даже не предусмотрен вывоз снега, только расчистка.
Цены на уборку таких дорог тоже разные: очистка 1 квадратного метра проспекта Победы стоит 41 копейку. В поселках тариф составляет 13 копеек. Но там есть свои особенности. Дороги там либо там убирается субподрядчик, либо жители, имеющие свой трактор. Они заключают договор с районом по установленным тарифам. Но работать за такую маленькую сумму соглашаются далеко не все.
За уборкой снега следит администрация района. Каждая единица техники оборудована маячками, и в режиме реального времени видно, где кто находится. Но человеческий фактор никто не отменял. Тракторист может «поругаться с женой и без настроения не выйти на маршрут», поэтому проверять многие вещи нужно «ногами».
«В 2003 году, когда я был студентом, я задумывался, почему нельзя сразу почистить снег, после того, как он пошел, чтобы все чисто было, прям до асфальта. Так я грезил лет 5 пока не пришел на работу в исполком. Оказалось, что не все так просто. Есть регламент уборки, есть нормы благоустройства, по которым мы обязаны работать», — рассказал на встрече с жителями глава района Роман Фатхутдинов.
По его словам, у города нет таких средств, чтобы, как в Москве, закреплять за каждой улицей по 10-15 комбинированных дорожных машин (КДМ).
«Хотя я неделю назад, когда были эти снегопады, был на учебе в Москве… С их возможностями можно было бы лучше работать», — считает Фатхутдинов.
Перед тем как убрать снег, трассу посыпают песко-соляной смесью. Реагент должен пролежать на дороге 3-4 часа и превратить снег в ненавистную «кашу», иначе снегоуборочная машина не сможет его убрать и на дороге будут накаты.
Чтобы эффект от уборки был заметен, вся техника должна пройти именно в колонне, иначе не будет никакого толка. Основная работа проходит ночью, но в сильный снегопад машины выходят и днем. Они также попадают в пробки и пока стоят, город не чистится. Техника по уборке тротуаров выходит позже. Многие места приходится очищать вручную.
«Рабочих рук всегда не хватает. Это просто бич какой-то. Дворники и рабочие перед зимой предпочитают другие места работы», — заявил Фатхутдинов.
Водители КДМ работают сутки через полтора. Шофер, с которым предстояло проехать путь корреспонденту Inkazan, трудится 4 год. Он сразу поинтересовался, в честь чего «проверка», а после ответа, что много жалоб, парировал, что у них тоже жалобы есть.
«Мы тоже жалуемся, что водители не понимают, что мы город убираем, и лезут под отвал, мешая нам работать. Чуть ли не до аварий доходит. Вообще не уступают, на мерседесах, на джипах — все равно. Никакого уважения нет», — рассказывал он.
По словам мужчины, в больших городах рабочую технику сопровождает ГАИ. На комментарий о том, что мы тоже большой город водитель ответил: «Нет, мы маленькая деревня».
По его словам, сложнее всего работать в пробки. «Район большой. В одном месте почисти, пока доехал до М-7, вначале все уже замело», — говорит он.
Средняя зарплата у водителей — 40 тысяч рублей. Зимой и летом она отличается, зимой выше из-за большой нагрузки.
«По телевизору вообще говорят, что мы 70 тысяч получаем. Вот некоторые еще зимой здесь сидят, а летом по шабашкам разъезжаются. Два года назад вообще 5 машин было и мы по три круга катались. В этом году, вот, новые машины пришли. Требовать они требуют, а сами не компенсируют, не заманивают людей. В прошлом году обещали зарплату по 60 тысяч. В итоге в январе дали, и все», — рассказывает мужчина во время экскурсии.
По его словам, сейчас все идут на строительство М-12, хоть там и много работы, но получать можно по 100 тысяч рублей в месяц. Также большой спрос на «оборонку».
Дороги на мелких улицах убирает другая бригада. Там свои проблемы: припаркованные автомобили, часть из которых превратилась в «подснежники» и не перемещалась с начала зимы, мешают проезду. Убрать их нельзя — правила ПДД они не нарушают.
Если автомобилист не переставил машину на время уборки, то техника его объедет, но снег останется под машиной, а когда она будет выезжать, все это пересыпается на чистый участок, и вновь возникнут вопросы «почему двор не убирают».
Экскурсия продлилась практически два часа. То и дело под колеса КДМ пытались броситься автомобилисты, машины, припаркованные у остановок, не давали почистить карманы, а накаты на дорогах — убрать снег полностью, так как щетки снегоуборочных машин все плоские. От монотонной дороги я устала через 30 минут, спасали только разговоры, наша попутчица и вовсе уснула. Как проработать сутки и не сойти с ума — для меня осталось загадкой.
После того, как весь снег с основных дорог в городе собрали, его везут на снегоплавильные пункты. В Казани их семь. В Советском районе — два. Одна из них — близ проспекта Победы.
Во время обильного снегопада пункты плавят по 4 тонны снега, тот, что не успевают, складывают в «горы». Такие кучи могут лежат до конца снежного периода. К концу апреля что-то тает естественным путем, где-то остатки доплавляют при помощи камер.
Прежде чем поплавиться, снег проходит грубую очистку: все, что было на дороге — мусор, окурки, бумажки, — остается на решетках. Снегоплавильные камеры находятся под землей. Путем подачи на снег канализационных стоков, температура которых — 15-16 градусов, снег плавится и уходит дальше в канализационные коллекторы, а оттуда — на очистные сооружения. Так как все это плавится за счет канализации, запах на месте соответствующий.
Построить такой снегоплавильный пункт можно не везде. Для этого поблизости должна быть плотная застройка. Рядом с этим пунктом стоит «человейник» ЖК «Победа».
Вечерняя экскурсия завершилась в половину первого ночи. Рабочая техника поехала дальше, а корреспондент Inkazan пошел к себе во двор. Проезд к нему был не очищен. На утро район опубликовал видеоотчет об экскурсии, но в комментариях посыпались жалобы на то, что город не убирают.