КДМ

Виноваты все: почему Казань утопает в снегу

18 декабря 2022, 14:12
Советский район Казани пригласил горожан на экскурсию по уборке снега. Корреспондент Inkazan, как житель района, решил совместить приятное с полезным, но приятного не нашел. О том, из-за чего снег убирают так плохо, откуда «каша» на дорогах и почему никто не идет в дорожники — в материале редакции.

Советский район Казани — самый большой в городе: это 340 тысяч человек населения, 41 жилой массив и более 165 квадратных километров. Жалоб на уборку снега в районе, особенно после обильных снегопадов, очень много. Однако на весь район на экскурсию по уборке снега откликнулись 17 человек. Из них до самой поездки дошли 8 граждан.

В районе 63% дорог обслуживают МУП «Городские мосты». Остальное — подрядные организации. Все дороги делятся на 3 категории. Первая — это самые насыщенные автомобилями проезды, их убирают более тщательно, обрабатывают реагентами, работы проходят чаще. Третьей категории, куда, к примеру, относятся поселки, достается меньше всего. На таких дорогах даже не предусмотрен вывоз снега, только расчистка.

1MI

Цены на уборку таких дорог тоже разные: очистка 1 квадратного метра проспекта Победы стоит 41 копейку. В поселках тариф составляет 13 копеек. Но там есть свои особенности. Дороги там либо там убирается субподрядчик, либо жители, имеющие свой трактор. Они заключают договор с районом по установленным тарифам. Но работать за такую маленькую сумму соглашаются далеко не все.

Контроль ногами

За уборкой снега следит администрация района. Каждая единица техники оборудована маячками, и в режиме реального времени видно, где кто находится. Но человеческий фактор никто не отменял. Тракторист может «поругаться с женой и без настроения не выйти на маршрут», поэтому проверять многие вещи нужно «ногами».

1MI
«В 2003 году, когда я был студентом, я задумывался, почему нельзя сразу почистить снег, после того, как он пошел, чтобы все чисто было, прям до асфальта. Так я грезил лет 5 пока не пришел на работу в исполком. Оказалось, что не все так просто. Есть регламент уборки, есть нормы благоустройства, по которым мы обязаны работать», — рассказал на встрече с жителями глава района Роман Фатхутдинов.

По его словам, у города нет таких средств, чтобы, как в Москве, закреплять за каждой улицей по 10-15 комбинированных дорожных машин (КДМ).

«Хотя я неделю назад, когда были эти снегопады, был на учебе в Москве… С их возможностями можно было бы лучше работать», — считает Фатхутдинов.

Пока дочистил — опять замело

Перед тем как убрать снег, трассу посыпают песко-соляной смесью. Реагент должен пролежать на дороге 3-4 часа и превратить снег в ненавистную «кашу», иначе снегоуборочная машина не сможет его убрать и на дороге будут накаты.

Реагент
1MI

Чтобы эффект от уборки был заметен, вся техника должна пройти именно в колонне, иначе не будет никакого толка. Основная работа проходит ночью, но в сильный снегопад машины выходят и днем. Они также попадают в пробки и пока стоят, город не чистится. Техника по уборке тротуаров выходит позже. Многие места приходится очищать вручную.

«Рабочих рук всегда не хватает. Это просто бич какой-то. Дворники и рабочие перед зимой предпочитают другие места работы», — заявил Фатхутдинов.

Водители КДМ работают сутки через полтора. Шофер, с которым предстояло проехать путь корреспонденту Inkazan, трудится 4 год. Он сразу поинтересовался, в честь чего «проверка», а после ответа, что много жалоб, парировал, что у них тоже жалобы есть.

«Мы тоже жалуемся, что водители не понимают, что мы город убираем, и лезут под отвал, мешая нам работать. Чуть ли не до аварий доходит. Вообще не уступают, на мерседесах, на джипах — все равно. Никакого уважения нет», — рассказывал он.

По словам мужчины, в больших городах рабочую технику сопровождает ГАИ. На комментарий о том, что мы тоже большой город водитель ответил: «Нет, мы маленькая деревня».

Рабочие
1MI

По его словам, сложнее всего работать в пробки. «Район большой. В одном месте почисти, пока доехал до М-7, вначале все уже замело», — говорит он.

Средняя зарплата у водителей — 40 тысяч рублей. Зимой и летом она отличается, зимой выше из-за большой нагрузки.

«По телевизору вообще говорят, что мы 70 тысяч получаем. Вот некоторые еще зимой здесь сидят, а летом по шабашкам разъезжаются. Два года назад вообще 5 машин было и мы по три круга катались. В этом году, вот, новые машины пришли. Требовать они требуют, а сами не компенсируют, не заманивают людей. В прошлом году обещали зарплату по 60 тысяч. В итоге в январе дали, и все», — рассказывает мужчина во время экскурсии.

По его словам, сейчас все идут на строительство М-12, хоть там и много работы, но получать можно по 100 тысяч рублей в месяц. Также большой спрос на «оборонку».

Дороги на мелких улицах убирает другая бригада. Там свои проблемы: припаркованные автомобили, часть из которых превратилась в «подснежники» и не перемещалась с начала зимы, мешают проезду. Убрать их нельзя — правила ПДД они не нарушают.

Если автомобилист не переставил машину на время уборки, то техника его объедет, но снег останется под машиной, а когда она будет выезжать, все это пересыпается на чистый участок, и вновь возникнут вопросы «почему двор не убирают».

Уборка снега
1MI

Экскурсия продлилась практически два часа. То и дело под колеса КДМ пытались броситься автомобилисты, машины, припаркованные у остановок, не давали почистить карманы, а накаты на дорогах — убрать снег полностью, так как щетки снегоуборочных машин все плоские. От монотонной дороги я устала через 30 минут, спасали только разговоры, наша попутчица и вовсе уснула. Как проработать сутки и не сойти с ума — для меня осталось загадкой.

Снежные горы

После того, как весь снег с основных дорог в городе собрали, его везут на снегоплавильные пункты. В Казани их семь. В Советском районе — два. Одна из них — близ проспекта Победы.

Во время обильного снегопада пункты плавят по 4 тонны снега, тот, что не успевают, складывают в «горы». Такие кучи могут лежат до конца снежного периода. К концу апреля что-то тает естественным путем, где-то остатки доплавляют при помощи камер.

Уборка снега во дворе
1MI

Прежде чем поплавиться, снег проходит грубую очистку: все, что было на дороге — мусор, окурки, бумажки, — остается на решетках. Снегоплавильные камеры находятся под землей. Путем подачи на снег канализационных стоков, температура которых — 15-16 градусов, снег плавится и уходит дальше в канализационные коллекторы, а оттуда — на очистные сооружения. Так как все это плавится за счет канализации, запах на месте соответствующий.

Снегоплавильня
1MI

Построить такой снегоплавильный пункт можно не везде. Для этого поблизости должна быть плотная застройка. Рядом с этим пунктом стоит «человейник» ЖК «Победа».

Вечерняя экскурсия завершилась в половину первого ночи. Рабочая техника поехала дальше, а корреспондент Inkazan пошел к себе во двор. Проезд к нему был не очищен. На утро район опубликовал видеоотчет об экскурсии, но в комментариях посыпались жалобы на то, что город не убирают.

1MI
#Город #Спецпроекты #Эксклюзив #Казань #Уборка снега #Зима #Мария Рудакова
Подпишитесь