«Солнечный город» планировали строить как молодой и перспективный микрорайон. В 2005 году все так и начиналось: «Ак Барс Строй», соблюдал пропорцию между зеленой зоной и жилыми домами, в планах были две школы, детские сады, торговый и досуговый центры, подземные и надземные парковки… В какой-то момент все пошло не так.
Зеленая зона исчезла. Застройка начала уплотняться. За последние пару лет в том месте, где должна была находиться школа, появился волейбольный центр. На территории под торговый центр — комплекс «Солнечный город Супер»: 4 жилых 12-этажных дома. Вместо пустыря, где обещали построить детский досуговый центр, город согласовал проект очередной многоэтажки.
«Битва за социальные проблемы, которые поднялись два года назад, до сих пор продолжается. Есть заказчик — „Ак Барс — Холдинг“, это известные люди. Если земля в собственности, то она должна быть комплексно застроена. Заказчик должен все контролировать, а не только сдавать ключи от квартиры», — заявил на встрече с жителями депутат Госсовета Татарстана Хафиз Миргалимов.
Он напомнил, что казанские и республиканские власти не раз заявляли о том, что вопросы освоения территории должны жестко регламентироваться. У «Солнечного города» нет даже паспорта застройки. На встречу с участием депутатов и возмущенных жителей комплекса были приглашены все «виновники проблем». Сам застройщик не пришел.
«Землю продали, и на этом все, моя прекрасная маркиза. Если человек заселился, ему нужен и магазин, и садик, и школа — это все должно быть. Заказчик же выдал лицензию, почему этого нет?» — задался вечным вопросом Миргалимов.
Живущая в «Солнечном городе» Айгуль Тамендарова напомнил: люди встречаются в Госсовете уже третий раз, и все это время обсуждают одни и те же проблемы. Застройка более чем плотная — 381 610 квадратных метров жилья, свободных участков нет. По этим показателям должны рассчитываться все остальные нормы застройки.
Так, микрорайону требуется порядка 1 226 мест в детских садах и 2 900 — в школах. Фактически есть 1 школа, рассчитанная на 1 100, но заполнена на 2 083 человек — перегрузка почти в два раза. В детских садах есть 850 мест. Тем временем стройка идет, но не социальных объектов, а жилых домов.
Единственное, что открыли в микрорайоне после всех обещаний, — это поликлинику, а точнее кабинеты терапевтов. Узких специалистов там нет. Единственное, что там могут делать местные жители, это брать справку для школы или садика. Для остального им нужно ездить в поликлинику на улицу Карбышева или Павлюхина.
В управлении архитектуры города заявили: для решения этих вопросов в соседних микрорайонах. Например, в «Волжских просторах» планируется построить две школы, также и в «Соловьиной роще», и на улице Братьев Батталовых. Очевидно, город рассчитывает на радушный приём «чужаков» в новых школах.
«Все, что касается застройки, „Ак Барс Строй“ анонсирует ее. Да, официально „Ак Барс“ не при делах. Но если вы инкогнито позвоните в отдел продаж „Ак Барс Строя“, вам четко скажут: „Да, мы застраиваем эти участки“. Более того, строительные работы потихоньку проходят: участки зачищаются, заборы стоят, техника периодически приезжает, геодезисты на месте появляются, тем самым вызывают огромную панику у жителей», — рассказала Тамендарова.
По словам местных, новые дома планируется построить так, что окна жителей будут смотреть буквально в окна новостроек, что противоречит не только всем правилам, но здравому смыслу. Люди уверяют: именно городской исполком дал разрешение на перевод этих участков в зону жилой застройки. А значит, лишил жителей досугового и офисного центров, ранее значившихся в планировке территории.
Это не то, чего ждали люди при покупке квартир. По соседству с «Солнечным городом» уже вырос «Солнечный город-Супер». Местная жительница Гузель Ямалиева рассказала, что покупатели получают квартиры в новых домах с недоделками и ошибками в проектировании.
«В случае с застройщиком „Ак Барс Дом“ мы, как покупатели, столкнулись с тем, что энергоэффективность домов в проекте была класса „Б“, а по факту дома оказались категории категории „С“ и „Д“. Трубы проходят в холодных тамбурах подъезда, где зимой всегда минусовая температура», — рассказала Ямалиева.
Из-за этого 10 января дом № 4 по улице Баки Урманче на несколько дней остался без отопления: с потолка лился кипяток, остановились лифты, люди оказались заперты в многоэтажке. Глава следственного комитета России Александр Бастрыкин потребовал возбудить уголовное дело, но его прекратили на следующий день. По словам Ямалиевой, именно тогда застройщик прислал комиссию, которая признана: в доме есть ошибка проектирования.
«Сейчас мы топим улицу. А это новый дом, который сдан в 2021 году. И таких ситуаций немало. Например, сейчас застройщик ищет причину шума от труб. Найти не может и просто разводит руками. В связи с эти у меня возникает вопрос: как у нас принимают новостройки, и на каком уровне это все замалчивается? Как такие застройщики продолжают свою работу?» — задается вопросом жительница.
Замминистра строительства Владимир Кудряшов попросил направить жалобы людей в министерство. Но сразу отметил, что застройщик коммерческий, поэтому и возникает множество мелких замечаний. «Я сам не был в этих домах, но снаружи они красивые. Что касается ошибок в проектировании, то, к сожалению, такое случается», — заявил он.
Жители посчитали: после стольких лет обсуждений 27 проблемных пунктов с мертвой точки сдвинулся лишь один — поликлиника. Как много десятилетий или веков потребуется для того, чтобы застройщик и город решили остальные проблемы, неизвестно.