«ПИК» — крупнейший девелопер жилой недвижимости в стране. Он активнее прочих участвовал в московском проекте реновации, начатом выходцем из Татарстана Маратом Хуснуллиным. Компания специализируется на жилье комфорт-класса и, по последним данным, строит 5,8 млн квадратных метров по всей России. Только в 2021 году компания заработала на продаже квартир 451 млрд рублей.
На тот момент «ПИК» владели теперь уже экс-гендиректор Сергей Гордеев, которому принадлежали 59,3% акций, и ВТБ банк, за которым было закреплено 18,7% организации. В сентябре 2022 года Гордеев покинул должность. ВТБ по-прежнему принадлежит 18,7%, кто владеет остальной долей, неизвестно. Финансовые отчеты компании за прошлый год не поступали.
Уход в тень директора компании связывают с задержанием экс-замглавы МЧС России Андрея Гуровича по подозрению в нецелевом использовании бюджетных денег. Гуревич контролировал стройку антиковидного госпиталя в Мурманской области стоимостью 1 млрд рублей, которой занималась «дочка» «ПИКа». Найденные в готовом объекте нарушения не позволили ему даже открыться — госпиталь был снесен.
Несмотря на то, что застройщик остается лидером по вводу жилья в эксплуатацию и расширяет экспансию в регионы, акции «ПИКа» то и дело падают. При том что новостной фон вокруг компании положительный — жалобы покупателей на квартиры «ПИКа» редко выходят на первый план. Хотя, судя по отзывам в интернете, наученные опытом москвичи настороженно относятся к застройщику.
В 2022 году «ПИК» вышел на рынок Татарстана, обосновавшись в самом центре республике — Казани. Это не первая попытка: в 2018 году застройщик пытался купить землю за поселком Салмачи. С одной стороны, региональный рынок долгое время был закрыт для федеральных игроков, здесь строили только местные компании.
Не исключено, что «ПИК» в город пригласили сами власти — в 2021 году глава Татарстана Рустам Минниханов говорил, что позвал в республику крупного застройщика. Свое неожиданное появление на казанском рынке «ПИК» объяснили нашей редакции перспективностью и быстрым развитием города.
Гендиректор компании «Бриз» Андрей Беляков рассказал Inkazan, что приход федеральных девелоперов связан с возможным желанием столицы Татарстана обновиться объектами и их образами. «Имиджевый плюс» — вот, что хочет получить Казань в глазах других регионов России, по мнению Белякова.
«ПИК» купил земли близ Мамадышского тракта и некогда принадлежавшие компании ASG опального миллиардера Алексея Семина. Сумма сделки неизвестна, однако местные СМИ сообщали, что федералы отдали за участки больше денег, чем готовы были заплатить локальные игроки. На этой территории начали строить «Нокса парк».
Второй жилой комплекс «Сиберево» возводится на ранее принадлежавшей тому же ASG территории близ Компрессорного завода — на месте снесенного АО «Холод». Изначально в обращениях к мэрии Казани по поводу освоения участка фигурировала холдинговая компания «Ак Барс», но объект «перетек» федералам.
В «ПИК» рассказали, что детально изучили конкурентов и территорию, в итоге спроектировав уникальные жилые районы. Покупателям обещают современное благоустройство, детсады и школы. То есть опции, которые на старте продаж обещают и казанские компании. Уникальность осталась нераскрытой.
Впрочем, горожане ждут от федерального игрока не столько необычных решений, сколько банального комфорта. На фоне точечной застройки Казани, кратно увеличивающей проблемы транспортной нагрузки и нехватки социальных объектов, «ПИК» мог стать для города глотком свежего воздуха.
Негативные инциденты на объектах «ПИКа» упоминаются в СМИ. В 2022 году кабина лифта в комплексе «Первый квартал» в Обнинске загорелась и рухнула в подвал. В 2021 году затопило паркинг московского «Саларьево парк» — местные жаловались на повторяющиеся аварии на системе водоснабжения.
В Казани застройщик не собирается менять систему и подход к возведению многоэтажек, а потому более высокого качества, чем от московских проблемных комплексов, построенных компанией «ПИК», ждать не придется. Об этом Inkazan заявил и экс-глава Гильдии риэлторов Татарстана Андрей Савельев.
Ключевой вопрос — наличие школ и детсадов — застройщик обещает снять: построить два сада и одну школу в «Сиберево», по одному саду и школе в «Нокса парке». Сроки возведения определены только для дошкольного учреждения на берегу Ноксы — к 2025 году. Остальное тонет в неизвестности.
Осенью 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин пригрозил «ПИК» разорвать сотрудничество из-за срыва сроков сдачи школы и детсада в ЖК «Люблинский парк» — люди годами ждали этих учреждений. Акции застройщика сразу упали на 1,24%. Срыв сроков в Казани вряд ли приведет к столь ощутимым финансовым последствиям.
В прошлом году детский сад, который должны были сдать в 2023 году, и вовсе исчез с генплана комплекса «Митинский лес», возводимый «ПИКом». Люди жаловались, что вместо двух обещанных учреждений получили одно, причем частное — со стоимостью обучения выше 80 тысяч рублей в месяц.
Сдача в эксплуатацию жилых высоток, где поселятся несколько тысяч человек, приведет к «детскому коллапсу» в Советском районе, приблизив ситуацию к тому, что наблюдается в казанских поселках: сотни детей, поднимающихся до рассвета и стоящих в пробках на пути к знаниям.
Обеспечить многочасовое стояние в пробках может нависший над районом транспортный коллапс. Главная боль жителей Советского района, переполненного поселками и крупными жилыми комплексами, — отсутствие транспортных развязок с нужной пропускной способностью.
Тысячи казанцев каждое утро и вечер стоят на третьей транспортной дамбе, на проспекте Победы и Сибирском тракте. Возведение еще двух массивов, добавленных к многолетнему строительству Вознесенского тракта и второй ветки метро, спровоцирует ухудшение ситуации.
Мэрия Казани сообщила Inkazan, что, согласно генплану города, в районе ЖК «Нокса парк» запланированы четыре улицы районного значения и еще одна — городского. Они, по данным ведомства, обеспечат жителям выезд на Мамадышский тракт и Проспект Победы. Хотя это решение с уверенностью можно назвать «каплей в море».
В районе жилого комплекса «Сиберово» предусмотрена реконструкция улиц Журналистов и Сибирского тракта, заверили в городской в мэрии. Там же добавили, что работы будут проведены со сроком до 2040 года, то есть примерно в течение 17 лет. Первое поколение обладателей квартир в домах «ПИКа» может до этого не дожить.
По словам завкафедрой градостроительства КГАСУ Александра Дембича, генплан города рассматривает проблемы, но не предлагает их полного решения. Он считает, что Советскому району нужно своя транспортная схема, включающая полукольцевые дороги с развязками, которые свяжут крупные магистрали.
«С каждым годом транспортная проблема Казани обостряется. Время от времени город предпринимает какие-то шаги, но поскоку они не кардинальные, проблема решается на пять-семь лет — через этот период снова нарастают транспортные проблемы», — сказал Дембич.
Столица Татарстана, у которой на многие вопросы нет денег, очевидно, не преуспевает в вопросе решения проблем жителей Советского района. Зато без тени сомнения выдает разрешения на строительство новых человейников. С московским «ПИКом» все понятно — главное, продать. А жить в этом коллапсе придется нам с вами.