Posted 10 февраля 2023, 04:00
Published 10 февраля 2023, 04:00
Modified 10 февраля 2023, 04:00
Updated 10 февраля 2023, 04:00
По данным министерства промышленности и торговли Татарстана, на территории республики работают 29 предприятий ОПК. По словам главы ведомства Олега Коробченко, на них трудятся порядка 47 тысяч человек. Еще две тысячи организаций являются «смежными».
В августе 2022 года министр заметил, что местным заводам не хватает порядка 3,5 тысячи сотрудников. По словам Коробченко, больше всего в кадрах нуждается столица Татарстана — ей не хватает 2,5 тысячи рабочих рук. Зеленодольску необходимо свыше 800 человек, а Набережным Челнам — 189.
В числе первых о дефиците работников заявил директор Казанского авиационного завода имени Горбунова Николай Савицких. Он отметил, что для сборки Ту-214 недостаточно технических работников и инженеров. Остро проблема встала из-за того, что предприятию поручили увеличить производство до 20 самолетов в год. Немного погодя этот вопрос подняли и другие компании.
В январе 2023 года премьер-министр правительства Татарстана Алексей Песошин утвердил список предприятий, нуждающихся в специалистах. В него вошли 35 организаций, среди которых Казанский пороховой и электротехнический заводы, Елабужский аккумуляторный и Зеленодольский завод имени Горького, а также акционерные общества «Радиоприбор», «Казанькомпрессормаш».
По данным онлайн-платформы hh.ru, серьезный скачок в поиске сотрудников для отрасли тяжелого машиностроения был замечен в начале 2022 года. Тогда было опубликовано около 1 тысячи вакансий, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Чаще всего встречаются предложения для рабочего и производственного персонала, для инженеров и IT-специалистов», — отметила руководитель пресс-службы hh.ru в Поволжье Александра Севостьянова.
Председатель совета директоров авиакомпании «Тулпар Эйр» Азат Хаким заверил, что причина отсутствия рабочей силы заключается в ликвидации профтехучилищ и в слабой преемственности поколений: молодые не желают перенимать опыт у мастеров, а последних становится все меньше.
Впрочем, ни республиканский минпромторг, ни минтруда разбираться в истоках проблемы особо не стали — время в непростых обстоятельствах 2022-го поджимало. Ведомства решили действовать беспринципно и обдумывали разные варианты: переманивать специалистов из других регионов, привлекать на работу осужденных и тех, кто работает на фабриках неполную неделю из-за кризиса.
И хотя в начале 2022-го почти 59% предприятий ОПК требовали от соискателей хотя бы минимальный опыт работы — от 1 года до 3 лет, уже к концу года министр труда, занятости и соцзащиты региона Эльмира Зарипова заверила: главное — желание, а принять готовы и без опыта.
Из всех идей в республике реализовали самую очевидную — сотрудникам оборонно-промышленных предприятий подняли зарплату. Так, например, в компании «КамАЗ» оплату труда проиндексировали два раза за 2022 год: в мае — на 5,2%, и в октябре — на 4%. Средняя зарплата на предприятии автогиганта составила почти 58 тысяч рублей.
Директор центра занятости населения Казани Тимур Муллин сообщил, что по столице Татарстана зарплата в оборонно-промышленной отрасли выросла от 30 до 100 тысяч рублей. По данным платформы hh.ru, с начала 2023 года средняя оплата труда татарстанца, работающего на предприятии тяжелого машиностроения, составила 80 тысяч рублей.
Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что рост зарплат — не самый эффективный путь решения проблемы. Необходимо думать о системе образования, в том числе о мотивации к нему, и об увлечении производительности труда.
«Россия давно вошла в стадию старения населения: на пенсию уходит больше людей, чем выходит на рынок труда. Это создает дефицит кадров, особенно острый там, где требуется квалификация. Необходимо учиться жить в новой реальности», — сказал Хестанов.
В феврале 2023-го в Татарстане для оборонного комплекса запустили программу по субсидированному найму. Зарипова объяснила, что если организация ОПК трудоустраивает к себе специалиста из другого региона, то он получает субсидию в размере МРОТ. Так, по словам министра, в год работодатель может компенсировать до 260 тысяч рублей.
По словам депутата Госсовета Татарстана Александра Комисарова, дефицит кадров сложно закрыть финансовыми проектами. Он считает, что в настоящее время заводам не хватает престижности: они «не модны» у современного поколения. Народный избранник, как и Хестанов уверен, что причина в измененной системе образования.
«Единственное, что может заставить идти молодежь на „оборонку“ — это бронь от призыва и мобилизации. Это неправильно. Мне кажется, что нужно начинать с образования — вот в наше время работа на заводе не была „стремной“. Крупные предприятия, поняв, что у них идет провал, начали делать собственные учебные центры, внедрять целевое обучение. Но таких компаний — раз, два. Стоит понимать, что мы потеряли уже большинство направлений и специалистов. Людей, готовых поделиться опытом, становится все меньше», — отметил в разговоре с редакцией депутат.
Комисаров считает, что руководству республики нужно популяризировать профессии, необходимые на предприятиях оборонного комплекса, и внедрить в них благоприятную корпоративную культуру.
«Почему раньше работали на заводах? Люди понимали, что у них возможностей больше, чем у людей, работающих в госорганах. И сейчас, помимо повышения зарплаты, работникам нужно дать блага — дать понять, что они являются частью важной команды и выполняют серьезные задачи», — заявил он.