С самого начала своего правления президент России Владимир Путин многократно высказывал мысль о том, что страна нуждается в молодых политиках. Например, в 2007 году он сказал, что молодежь должна быть «проводником идей» в политическом мире и привлекать в этот мир молодую аудиторию.
В 2013 году он надеялся, что в России появятся молодые политические лидеры, целью которых будет созидательная деятельность. На инаугурации в 2018 году отметил, что молодежь должна быть «лидером перемен». В 2021-м заявил о желании «видеть патриотичную молодежь в политике», которая бы искала варианты развития страны.
Однако за последние годы средний возраст высших чиновников в России вырос до 55 лет. В Приволжском федеральном округе обстановка складывается куда печальнее. С помощью калькулятора и элементарных математических действий высчитываем средний возраст глав региональных парламентов. Итого — ни много ни мало 65 лет.
Самым молодым спикером в округе стал председатель Саратовской областной Думы Михаил Исаев, занявший должность в сентябре 2022 года. Самому старшему из политиков, Анатолию Смирнову, — 77 лет. Он является председателем Госсобрания республики Марий Эл с октября 2019 года. До этого момента он строил медицинскую карьеру.
75 лет отметил в прошлом году спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Это на 12 лет больше среднего возраста всех депутатов Госсовета, разрыв немаленький. В отличие от своего коллеги из Марий Эл, недавно ступившего на путь законотворчества, в этом году Мухаметшин отметит юбилей — 25 лет как он сидит в кресле спикера.
По словам политолога, профессора КФУ Сергея Сергеева, запрос на сменяемость власти есть в основном у молодежи. Но из-за демографической ситуации российское общество считается довольно старым. Средний возраст населения в 2022 году — 40,5 лет, и он повышается: в 2010 году он составлял 39 лет. Для сравнения, в 1917 году средний возраст жителя Петрограда составлял 19 лет.
Сергеев отмечает, что такой «молодежный бугор» или «молодежный навес», как говорят социологи, был, вероятно, одной из основных причин революции. Так как молодежь склонна к переменам, нарушающим устоявшийся порядок жизни, установленный предыдущими поколениями, но в то же время являющимися залогом обновления.
«Сегодня молодежь в России в явном меньшинстве. Это, с одной стороны, уменьшает вероятность каких-либо социальных потрясений, но не гарантирует полностью. Но в то же время это значительно снижает запрос на обновление, ибо правящие старцы, как саркастично писали Стругацкие в романе „Гадкие лебеди“, склонны спать на заседаниях и брать взятки», — сказал Сергеев.
Хотя, по мнению политолога Владимира Беляева, возраст — не главный фактор перемен в обществе. «Поскольку революцию делали восемнадцатилетние, двадцатилетние, Троцкий считал, что молодежь — это ударная сила, у нее есть энергия. А другие, в том числе Старик, — такое прозвище было у Ленина — считали, что дело не в возрасте», — сообщил Беляев.
Мухаметшин — один из уникальнейших долгожителей татарстанской политики. Только подумайте, в кресле спикера он находится дольше, чем первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев занимал высшую руководящую должность в республике. Судя по всему, отдавать свое место кому-то другому Мухаметшин не собирается.
Как отметил политолог Павел Салин, если посмотреть на политическую биографию федеральных фигур, то примерно последние 20 лет они находятся на одних и тех же должностях.
«Причем это касается как власти, так и оппозиции: если взять КПРФ — то это Геннадий Зюганов, который на должности уже 30 лет, ЛДПР — если бы не было инцидента с Жириновским, он бы тоже до сих пор находился на своем посту. Стабильность перерастает в застой и геронтократию, а федеральные тренды воспроизводятся на региональном уровне», — сказал Салин.
В 2019 году в республике подул ветер перемен. Почти: привычный уклад быстро его подавил. Тогда на выборах в Госсовет у Мухаметшина появился сильный соперник — министр сельского хозяйства Татарстана Марат Ахметов. Но бессменный спикер считал, что тот может претендовать только на место своего заместителя.
За три года до этого Ахметов отказался от мандата депутата Госдумы из-за того, что не получил предложение на пост заместителя председателя нижней палаты парламента. Нельзя исключать, что, оставляя министерскую должность, занимаемую 20 лет, он надеялся возглавить Госсовет. Итог выборов стал для него явным понижением.
Многие пророчат 68-летнему Ахметову победу на следующих выборах и в состав Госсовета, и на должность его председателя. Но избрание спикером Мухаметшина в седьмой раз тоже не маловероятно — когда-то его выдвинули на эту должность и «с тех пор никак не могут задвинуть обратно».
На конференции татарстанского отделения «Единой России» в 2019 году Мухаметшин заявлял, что даже «не задумывался» о том, чтобы баллотироваться в парламент. Политик, действительно, держал интригу до последнего, документы для участия подал почти в самом конце отведенного на это периода.
Мухаметшин говорил, что на выборах хотел увидеть новые «амбициозные, инициативные» лица, но и сохранить людей с богатым политическим багажом. Себя, по-видимому, он без лишней скромности причисляет к последним.
Мухаметшин родился в Альметьевске. В 25 лет окончил техникум газовой промышленности, в 32 года — Уфимский нефтяной институт, позднее — Саратовскую высшую школу при партии ЦК КПСС, где получил степень доктора политических наук.
Работать начал в 16 лет токарем на Миннибаевском газобензиновом заводе. В 1966 году стал шофером автотранспортной конторы треста «Альметьевбурнефть». После двухлетней службы в армии устроился слесарем в управлении «Альметьевнефть».
С 1970 года политическая карьера Мухаметшина пошла в гору — его назначили инструктором Альметьевского горкома ВЛКСМ. Восемь лет спустя он пришел работать в Альметьевский горсовет, а в 1989-м стал министром торговли ТАССР.
Один из ближайших соратников Шаймиева, в 1991 году он возглавил Верховный совет Татарстана. Четыре года спустя стал премьер-министром, но после «бунта глав» уступил место ныне главе региона Рустаму Минниханову, и с тех пор стал главным символом Госсовета.
«Мы первые лица — Шаймиев, Мухаметшин, Минниханов, по порядку трое всегда», — говорил первый президент республики в интервью, комментируя список возможных преемников, поданный в аппарат президента России незадолго до ухода с поста.
Хотя вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин считает несменяемость чиновников «залогом успеха» Татарстана, политологи заверяют: правители должны меняться и то, что нужно давать дорогу молодым, отрицать никто не будет. На деле те, кто пришел к власти в далекие 70-е, не горят желанием покидать политический Олимп.
«К тому же особенностью российской политической культуры является то, что политики, за редким исключением — Хрущев, Ельцин, Горбачев — уходят только ногами вперед. Правители должны меняться, меняться регулярно и, желательно, конституционным путем», — отметил Сергеев.
Эксперт объяснил, что пришедший к власти человек обычно раскрывает свой потенциал в течение первых пяти лет, в течение следующего срока — сохраняет его. Но чем дальше, тем больше начинает совершать ошибки. Неслучайно президентский срок почти повсеместно составляет пять лет с возможностью переизбрания.
Беляев подчеркнул, что сменяемость власти «освежает кровь», но является лишь механизмом. И от того, будет ли он направлен в правильное русло, зависит все остальное.
«Это только инструмент, молоток, а молотком можно и гвозди забивать, и голову пробивать», — заключил эксперт.