Posted 23 февраля 2023, 06:00
Published 23 февраля 2023, 06:00
Modified 23 февраля 2023, 06:00
Updated 23 февраля 2023, 06:00
С идеей строительства АЭТС выступила дочерняя компания госкорпорации «Росатом» — нижегородское опытное конструкторское бюро машиностроения имени Африкантова. В конце января 2023 года замгендиректора предприятия Виталий Петрунин рассказал о ней на заседании «Татнефтехиминвест-холдинга» в Казани.
АЭТС — та же атомная электростанция (АЭС), основной задачей которой является производство не электроэнергии, а водорода. Хотя объект может использоваться и для других целей, в частности выпуска аммиака, карбамида и метанола. Инвестором проекта стоимостью 30 млрд рублей должен стать концерн «Росэнергоатом».
Создание АЭТС вписано в энергетическую стратегию страны, рассчитанную до 2035 года. К этому времени планируется осуществить запуск всех четырех блоков АЭТС, позволяющих выпускать 440 тысяч тонн водорода в год. К 2032–2033 годам рассчитывают на введение в эксплуатацию первого энергоблока.
Сейчас проект находится на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Впрочем, республика — не единственная площадка, которую рассматривают для строительства АЭТС. Среди прочих — Подмосковье, Димитровград, северные регионы страны. Но Татарстан вызвал особый интерес.
Республика ответила взаимностью. «Больше десяти лет назад мы эту тему поднимали. Нам нужно двигаться в данном направлении», — заявил глава Татарстана Рустам Минниханов, выслушав Петрунина. И добавил, что у региона «есть большие планы» в этой сфере, пусть и не быстро реализуемые.
Строительство Татарской атомной электростанции, которому было не суждено завершиться, началось в 1980 году недалеко от поселка Камские Поляны. Объект должен был обеспечить энергией крупнейшие промышленные предприятия республики. В 1990 году, после Чернобыльской катастрофы, строительство заморозили. До планируемой даты запуска первого блока оставалось два года.
Татарстан пытался вернуться к проекту. Не исключено, что это стало невозможным по политическим соображениям: в 90-е годы прошлого века национальная республика боролась за суверенитет, а наличие атомной станции могло подкрепить аргументы татарстанских элит. В официальных документах Татарская АЭС появилась в 2013 году. Тогда же начались разговоры о возможной достройке станции.
Идея не нашла поддержки у части населения: в республике прошла серия пикетов против возведения АЭС с участием представителей научных и творческих сообществ Татарстана. В качестве альтернативы активисты предлагали развивать «зеленую» энергетику. С ней в республике не срослось — не раз обещанные ветряные электростанции так и не появились.
Идея АЭС оказалась более живучей: в очередной раз о ней вспомнили в 2017 году, тем дело и закончилось. Новый виток обсуждений перспектив республики в этой области, начавшийся в 2023-м, снова не нашел поддержки у части жителей. Антиядерное общество Татарстана вновь вышло на пикеты. Активисты уверены: станция будет вырабатывать опасные радиоактивные отходы, а угроза аварий вырастет вдвое.
«Эта станция намного опаснее, чем обычная атомная электростанция. Кроме атомных реакторов, которые вырабатывают тепло, радиоактивные отходы, сюда подключается опасное производство водорода из паров воды и метана. Водород сам по себе очень взрывоопасное производство. Получается двойная угроза для республики Татарстан», — сказал глава общества Альберт Гарапов.
Петрунин сообщил, что на станции, которая прослужит 60 лет, смогут работать до 1,5 тысячи специалистов. Предполагаемый объем налоговых отчислений АЭТС в бюджет региона может составлять более 20 млрд рублей в год. Впрочем, окончательное решение о месте строительства планируют принять до конца года.
Не в пользу Татарстана говорит дефицит электроэнергии. Хотя факторов, играющих на руку республики, по словам Петрунина, больше. Нефтегазовый кластер республики может потреблять продукцию АЭТС. Изначально концепция проекта подразумевала экспорт водорода на Запад. В 2022 году взоры устремились на внутренний рынок.
Вопрос об экономической перспективности проекта — насколько сами татарстанские предприятия заинтересованы в соседстве с АЭТС — поднял гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин. Он предложил сначала оценить эффект, который АЭТС может потенциально дать татарстанской экономике.
«Первая процедура на таком производстве — получение аммиака, потом его уже окисляют, сжигают и прочее. Есть варианты, когда водород превращают в химическое соединение, которое легко разлагается — например, аммиак. Его можно использовать при производстве азотной кислоты — важного продукта, использующегося при производстве удобрений», — рассказал кандидат физико-математических наук Борис Бояршинов
Inkazan направил запрос минпромторгу Татарстана — ведомство не прокомментировало, насколько выгодны планы по строительству станции в республике. Но известно, что в Татарстане решили создать рабочую группу, которая изучит потребности местных компаний и выберет место для строительства станции.
Под сомнение планы по работе АЭТС поставил российский публицист Анатолий Вассерман. В разговоре с Inkazan он отметил, что в перспективе водород планируется использовать в качестве топлива, однако это сложно реализуемая задача, пока не имеющая смысла. Хотя спрос на продукцию станции теоретически возможен.
«В перспективе его главное применение — транспорт. А с этим пока плохо, у нас практически нет инфраструктуры, подходящей для этой цели: у нас нет ни достаточного количества двигателей на водороде, ни системы заправки, а главное — у нас все плохо с системами хранения водорода», — сказал Вассерман Inkazan.
До тех пор, пока в стране есть жидкое топливо из нефти или синтетическое, использование водорода неэффективно, считает он.
«У нас этим толком не занимались. И, честно скажу, я долго слежу за перспективами применения водорода в транспорте, и совершенно уверен, что играть с этим не стоит. Я бы предпочел, чтобы там изготавливали этиловый спирт — это довольно удобное моторное топливо», — заявил Вассерман.
Вопросы вызывает и, казалось бы, преимущество проекта — создание новых рабочих мест. В 2022 году в Татарстане зафиксировали нехватку кадров на предприятиях оборонного комплекса. По словам министра промышленности республики Олега Коробченко, региону не хватает 3,5 тысячи сотрудников.
Эксперты считают, что татарстанцы не идут работать на промышленные предприятия из-за низкой зарплаты, тяжелых условий труда и непрестижности рабочих профессий. По их мнению, только повышением зарплат проблему не решить — нужен комплексный, подход, требующий времени. Строительство АЭТС может усугубить ситуацию.
По словам Петрунина, на АЭТС будет применен метод парокислородной конверсии метана. Это безопасная и экологичная техника работы, которая исключает выбросы углекислого газа или диоксида углерода в атмосферу, отметил Петрунин. И объяснил: процессы будут проходить в высокотемпературном газоохлаждаемом реакторе и химико-технологических частях, которые строят и готовятся запустить на дочернем предприятии «Росатома».
Петрунин заявил, что такие методы получения водорода — не новинка для рынка. Еще в 90-х технологию рассматривали при составлении проектов по возведению атомных станций для производства аммиака, в том числе и в Нижнекамске. Впрочем, тогда они были заморожены из-за нестабильной экономической ситуации. Минниханов, в свою очередь, напомнил, что Татарстан и «Росатом» связывают другие совместные проекты. Например, по выпуску углеродного волокна.
Несмотря на заверения в безопасности проекта, договориться с негативно настроенной к нему частью населения будет непросто. Экоактивист Роза Ведерникова заявила, что работа станции скажется на здоровье татарстанцев. По ее словам, местные предприятия уже выделяют вредные вещества, а если к этому добавятся выбросы АЭТС, жизнь в регионе станет тяжелее.
«Сейчас выбросы осуществляются химическими предприятиями такими веществами, как бензол, толуол, формальдегид, этилбензол. Этим нижнекамцев уже не удивишь. Особенно такие выбросы ощущаются в тихую и безветренную погоду», — отметила активистка в ходе пикета, держа в руках плакат, посвященный вреду строительства станции.
Кандидат физико-математических наук Бояршинов заявил Inkazan, что такая станция действительно безопасна. Так, по словам эксперта, в случае утечки водорода «он просто вверх улетит, и все». Впрочем, физик заверил: чтобы продавать водород в чистом виде Татарстану необходимо построить газопроводы. Но для начала отбросить давние желания, и рационально решить, нужна ли АЭТС татарстанской экономике.