Posted 28 февраля 2023, 04:01
Published 28 февраля 2023, 04:01
Modified 28 февраля 2023, 04:01
Updated 28 февраля 2023, 04:01
Осенью 2020 года казанцы избрали новый созыв городской Думы. Он подавал надежды: состав депутатского корпуса обновился почти на 70%, а возраст многих депутатов не превышал 40 лет. Спустя четыре месяца народные избранники встретились с жителями лицом к лицу. Но отчитываться им было почти не о чем. Год спустя депутатам помогла пандемия, избавив их от необходимости смотреть в глаза избирателям — встречи проходили онлайн. И вот, спустя три года работы появился шанс предстать перед жителями во всей красе.
За это время отряд успел потерять одного бойца — Римма Мухамедшина стала депутатом Госсовета республики. Из оставшихся 48 народных избранников до встреч добрались не все. Григорий Шалымов пропустил мероприятие, оказавшись в больнице. Где оказался его коллега Рафик Якубов, неясно — представители исполкома не смогли даже связаться с ним, чтобы узнать причину отсутствия. Впрочем, предыдущие две встречи он таже проигнорировал. Остается только гадать, увидят ли люди своего депутата до окончания его полномочий.
Избирателей неявка Якубова, очевидно, не оскорбила: мы присутствовали на всех отчетах депутатов за последние три года и можем уверенно сказать — жителей куда больше интересуют представители районных администраций. Хотя последние в оригинальности мыслей мало чем отличаются от народных избранников. Отчеты чиновников, старательно или не очень зачитываемые с листа, поразительно пространны: зачем жителям нескольких конкретных улиц знать, сколько кустарников высадили во всем районе, остается загадкой.
Но и это можно вынести, чтобы в итоге задать вопрос напрямую представителю власти и зачастую получить ответ сразу, а не «в установленный законом срок». Судя по отзывам пришедших, в другое время это получается не всегда: на одной из встреч женщина сообщила, что секретарь главы Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Фаниса Нурмухаметова записал ее на прием к начальнику только после жалобы горожанки в прокуратуру. В итоге абсолютное большинство вопросов, заданное на встречах, адресовано чиновникам.
«Мы понимаем, что полномочий у главы больше, сил и власти больше. Почистить снег вокруг дома, ремонтные работы, ЖКХ — все идет через исполнительную власть. Депутат — это как раз некая прослойка между народной и исполнительной властью. Наше дело — передать их наказы и, самое главное, посмотреть, чтобы они исполнились. Вопросов всегда больше к администрации. Мы, депутаты, даже сами говорим: „Задавайте нам, пожалуйста, вопросы, чтоб мы тоже участвовали“», — заявил Inkazan депутат Казгордумы Марсель Шарапов.
Пальму первенства разделили две проблемы: невывоз мусора и неочищенные от снега и льда дороги. Последняя частично решалась самим фактом проведения встречи, к которой дорожники порой по три дня вычищали тротуары и проезды в округе. Люди жаловались на работу общественного транспорта и благоустройство дворов, которое до них не дошло. Проблему «Нашего двора» услышали — глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что не вошедшие в программу благоустройства территории облагородят одновременно с капремонтом домов.
«К депутату идут в двух случаях. В первом — когда уже сходили в органы власти и получили отказ, во втором — когда людям нужны деньги, есть такая часть избирателей, которая воспринимает депутата как Деда Мороза. Что касается первой категории, я считаю, что это абсолютно правильно, потому что у депутата нет никаких полномочий, кроме публичности. И это, по сути, единственная стопроцентная возможность повлиять на ситуацию — придать ей публичности. В существующих условиях России и это немало, надо только пользоваться», — заявил Inkazan депутат Казгордумы Алексей Серов.
Над культурой общения с жителями чиновникам еще работать и работать. «Не посыпаешь — скользко, посыпаешь — грязно», — сказал людям глава Вахитовского и Приволжского районов Альберт Салихов. Специалист городского комитета по транспорту Дамир Маннапов захотел лично посмотреть в глаза казанцу, пожаловавшемуся на общественный транспорт, и резюмировал: «Как-то вывозим людей». Хотя лучше прочих диалог характеризует фраза Нурмухаметова: «Мы об этом знаем, но сделать ничего не можем».
Отсутствие вопросов к депутатам объяснимо: многим из них даже в рамках отчета нечего сказать избирателям, часть своим поведением показывает, что не настроена на общение. Народный избранник и врач РКБ Рафаэль Шавалиев говорил по телефону, сидя в президиуме встречи, и покинул ее, не дожидаясь вопросов. Главврач детской больницы №7 Марат Галиуллин не смог прочитать избирателям доклад, потому что забыл очки. Гендиректор компании «Вкусная еда» Мадина Сабирджан за год не успела подготовить слайд о том, чем она занимается.
Замдиректора компании «ФитнесСпорт» Марсель Шарапов показал людям много своих фотографий, в фотоотчет превратился доклад и директора компании «Олмакс» Олега Калимова. Во время последнего весь президиум, как и избиратели относящийся к депутатам без особого интереса, уткнулся в телефоны. Держался только член Казгордумы Михаил Кузнецов. Может быть, потому что во время своего отчета успел в полной мере прочувствовать неуважительное отношение коллег, предательски шептавшихся друг с другом.
Надо отдать должное, доклады львиной доли народных избранников оказались предельно скучными. Но многие из них делают успехи. Свой прошлогодний отчет гендиректор «Красного Востока» Адель Хайруллин прочитал нервничая и запинаясь. Людям пришлось подбадривать его словами «Вы стараетесь!». В этом году он выступил за пять минут без единой запинки. «Чтобы не думали, что депутаты ничего не делают, отчитаемся», — сказал депутат Руслан Юсупов. И эта фраза, в целом, лучше всего описала происходящее.
«Искусство публичного выступления, искусство дебатов не может родиться в кабинете или в спальне у депутата. Для этого нужны площадки и сформированная политическая культура. А этого нет. Кто мало выступает, им удобнее работать с тем, с чем они привыкли работать в своей основной деятельности — они предприниматели, управленцы с цифрами, с сухими данными. Именно с ними они выходят к избирателям», — заявил Inkazan депутат Казгордумы Алексей Серов.
Выступать перед десятками пар глаз нелегко, слушать выступления не легче. Особенно не по своей воле. На одной из встреч строгая женщина интересовалась, какую организацию представляют пришедшие, а те честно отвечали — детский сад. Судя по словам слушателей другого отчета, родителям школьников настойчиво рекомендовали посетить мероприятие. На третьей встрече на вопрос, зачем пришли, горожане ответили: «Сами не знаем». Но это цветочки.
В 2021 году зрители онлайн-отчетов смогли увидеть всю мощь административного ресурса казанской мэрии. Комментарии эфиров превратились в перекличку городских школ и детских садов. На вопрос, не противно ли самим депутатам Ефим Климов тогда ответил: «Я против того, чтобы кого-то заставляли делать для галочки». Были и такие моменты: на отчет Алексея Серова бюджетников не пригласили, а под видео с Кузнецовым было лишь девять записей, одна из которых — от его дочери.
«Мне, честно говоря, даже было жаль представителей городских властей: какие-то большие усилия прилагаются в рамках отчетов, а граждан, ради которых это все делается, их на этих мероприятиях и нет. То, что слабое информирование населения, — с этим я соглашусь. Конечно, мы не знаем, как оно проходит досконально, но я решу предположить, что это сугубо через какие-то чаты учителей, родителей, возможно, происходит», — заявил Inkazan депутат Казгордумы Алексей Серов.
Отсутствие живого интереса к депутатам, на наш взгляд, является следствием тотального непонимания сути их работы. Часть отчетов, зачитанных за последние три года, показала, что сами народные избранники свою миссию представляют с трудом. Или не хотят ее раскрывать, выбирайте сами. Встречи с населением носят формальный характер. Что говорить — депутата Рустама Рамазанова вообще не включили в изначально опубликованный список докладчиков.
«В современной России из политического поля конкуренция напрочь устранена, больше 10 лет точно существует абсолютная монополия на политическом поле. Поэтому в текущей ситуации депутаты могут служить только каналами обратной связи. Власть неудобные для себя сигналы пытается блокировать, а депутатов все-таки есть полномочия на всех уровнях власти для того, чтобы эти сигналы доносить, в том числе и неприятные», — заявил Inkazan политолог Павел Салин.
Разнообразить монотонную повестку могли бы «приглашенные гости». Но их речи вызывали скорее недоумение. Руководитель Госалкогольинспекции Жаудат Ахметханов рассуждал о мировой политике. Глава регуправления Роспотребнадзора Марина Патяшина рассказала о биолабораториях США. Депутат Госсовета Елена Кузьмичева бодро отчеканила собравшимся показатель ВРП республики, хотя людей больше интересовало, почему добираться до места пришлось по каше из снега и грязи.
На встречах присутствовали местные участковые. Некоторые, волнуясь и запинаясь, выступали. Так стало ясно, что чувство юмора у полицейских специфическое. Майор полиции Денис Давыдов пошутил, что лично знаком с большинством присутствующих, а после рассказал о выездах из-за наркотиков, семейных драм и мигрантов. «Многие у нас уже были, но если не были, то обязательно приходите», — сказал другой участковый. Визит в отделение, однако, — не то, чего бы хотели собравшиеся.
Даже такая «группа поддержки» не изменила впечатления от происходящего: люди в дорогих костюмах могли бы просто поднимать руки на заседаниях Казгордумы, к чему мучить людей. В крайнем случае, время проведения отчетов могли бы перенести на лето, когда малочисленность и недовольство избирателей можно было бы списать на период отпусков. Ведь даже в это время заполнить залы будет возможно — бюджетники, как показал опыт, никуда не денутся.