Posted 7 марта 2023, 04:03
Published 7 марта 2023, 04:03
Modified 28 июля 2023, 12:55
Updated 28 июля 2023, 12:55
В Госдуму повторно внесен законопроект, запрещающий распространять среди детей информацию, пропагандирующую чайлдфри — идеологию сознательного отказа от родительства. Авторами инициативы стали депутат Госдумы Эльвира Аиткулова и Госсобрание Башкортостана. Они же вносили аналогичный законопроект в сентябре 2022 года, но правительство в том виде его не поддержало, и документ отправили на доработку.
Народные избранники предлагают изменить закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Они хотят отнести к перечню вредных для детей данных не только сведения об однополых отношениях, но и о «добровольном отказе от рождения детей и бездетности».
Сейчас нарушителям этого закона грозит штраф. Для граждан — в размере от 2 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц и ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 50 тысяч рублей.
Кто конкретно, где и как пропагандирует подростком «чайлдфри», депутаты не уточняют. Но в пояснительной записке говорится, что «сторонники идеологии „чайлдфри“ распространяют идеи, формирующие основу деструктивного социального поведения. Что якобы ведет к деградации общественных институтов, вымывает традиционные ценности и негативно сказывается на демографии России.
Законотворцы убеждены, что идеология «чайлдфри» получила широкое распространение среди российской молодежи, поскольку ее сторонники насаживают «идеи гедонизма, сводящего смысл существования человека к удовлетворению исключительно личностных потребностей».
Подобные идеи выдвигала и детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец. Она сравнивала призывы брать животных из приютов с пропагандой чайлдфри.
Сегодня Россия растеряла демографические достижения последних двух десятилетий. Пандемия, эмиграция и специальная военная операция ускорили падение рождаемости до рекордных отметок. По данным Росстата, в 2022 году в стране родились 1,306 млн детей. Это минимальное число рождений с 2001 года. Меньше россиян появлялось на свет только в 1996–2000 годы.
Однако эксперты убеждены, что преломить негативные тенденции одними решениями сверху будет не так просто. С этим согласна и Елена Истягина-Елисеева, научный руководитель Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ.
По ее мнению, оснований для оптимизма по демографической ситуации в стране немного. И стоит вопрос, как именно власти планируют бороться с пропагандой «чайлдфри».
«К столь серьезному вопросу необходимо подходить комплексно, привлекая специалистов из разных отраслей, включая обязательную консультацию с психологами на всех этапах работы, дабы избежать травм уже другого рода. Более того, убеждена, что давление общества на женщину „рожать надо“ не несет за собой ничего хорошего. Ребенок должен появляться в любви, а не потому, что тикают пресловутые часики», — считает она.
Эксперт также отметила, что многочисленные социальные меры поддержки материнства в России стране не дают колоссальных результатов. По ее словам, опросы показывают, что женщины готовы родить, но ставят вопрос: «А для кого рожать?». По мнению Истягиной-Елисеевой, в России мужчины все меньше хотят нести ответственности за семью, а культура, считает эксперт, формирует образ одиночек. И работать необходимо в этом направлении.
«Но всегда был небольшой процент людей, кто абсолютно осознанно по ряду причин не хотел иметь детей. Что ж, это их выбор. Главное, чтобы он был осознанный, а человек проработал свои какие-то травмы. Зачастую именно детские травмы способствуют такой позиции», — говорит Истягина-Елисеева.
Председатель региональной общественной организации «Многодетные семьи республики Татарстан» Артём Кузнецов также убежден, что запреты ни к чему хорошему не приведут, а, наоборот, дадут обратную реакцию.
«Проходили это на примере сухого закона: не дают покупать — начинают самогон гнать, или подпольно торговать. Запретительные меры сейчас не работают. Ну не будет сейчас женщина называть себя „чайлдфри“, но детей-то она не будет иметь. От этого нам легче станет? Чайлдфри — это не ярлык, а внутреннее состояние человека. Поэтому запретительная мера здесь бездейственна, этим мы ничего не добьемся», — считает Кузнецов.
По его мнению, стимулировать рождение в стране лучше материальной поддержкой семей. При этом многодетный отец считает, что несмотря на все введенные меры вроде материнского капитала, их недостаточно.
«Еще покойный Владимир Жириновский говорил, что чтобы люди рожали, за первого ребенка нужно прощать 30% ипотеки, за второго — еще 30%, а за третьего — оставшуюся часть», — заявил Кузнецов.
Что касается Татарстана, то, по мнению эксперта, республика находится даже не в первой десятке по поддержке многодетных семей. Лучше всего дела идут на Сахалине, где коэффициент рождаемости выше 2,4, при том, что в центральной России он на уровне 1,6.
Доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что с одной стороны, есть законы, которые принимаются, а с другой — есть конституционные права. Здесь не должно быть противоречий с фундаментальными правами: на здоровье, свободу выбора.
«Но здесь речь идет о том, что есть агрессивные структуры, которые занимаются пропагандой этого. А такая форма влияния, конечно, должна контролироваться. Тут не говорится, что молодежь будут заставлять жить так, как нужно. У нас есть категория граждан, которая и без всяких чайлдфри может решить не иметь детей», — считает Гарифуллин.
По мнению психолога, в этом вопросе должна быть естественность, а не пропаганда.
Как быстро депутаты примут очередной запретительный закон, и когда Родина позовет рожать — вопрос времени. А вот как людям без детей не попасть под новую статью — вопрос законодательства. Видимо, придется меньше радоваться, чтобы никто не подумал, что это призыв не рожать.