Posted 14 марта 2023, 04:02

Published 14 марта 2023, 04:02

Modified 14 марта 2023, 04:02

Updated 14 марта 2023, 04:02

Корыстное гостеприимство: придется ли туристам платить за поездку в Татарстан

Корыстное гостеприимство: придется ли туристам платить за поездку в Татарстан

14 марта 2023, 04:02
Фото: inkazan.ru.
На фоне сложной ситуации с внешним туризмом в регионах России начался бум туризма внутреннего. При этом все больше городов берет деньги за то, что к ним приезжают погостить. О том, останется ли Татарстан бескорыстно гостеприимным — в материале Inkazan.

Дорогие гости

С 1 августа 2023 года с гостей Санкт-Петербурга начнут взимать туристический сбор — 100 рублей за сутки, проведенные в городе. В начале года о подобной инициативе заявляли в Калининградской области. Сам механизм начал работать в 2018 году в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, а также на федеральной территории «Сириус».

Сбор взимается не во всех населенных пунктах, только в отдельных городах и поселках. Размер сбора — до 50 рублей за сутки. Эти деньги остаются в регионе, предполагается, что местные власти тратят их на развитие туристической инфраструктуры.

По данным минэкономразвития России, общая сумма, полученная от уплаты курортного сбора в 2018–2021 годах, составила 1,56 млрд рублей: в Алтайском крае — 117 млн рублей, Ставропольском крае — 904,5 млн, Краснодарском крае — 538,1 млн. На эти деньги на территориях участников эксперимента построены более 60 объектов курортной инфраструктуры. Каких — не уточняется.

Курортный сбор оплачивается в объекте размещения — гостинице или хостеле, зачастую прямо на стойке ресепшн. За неуплату предусмотрен штраф. Например, в Краснодарском крае это 500-2 000 рублей для граждан и 5 000- 15 000 рублей для юрлиц и предпринимателей.

Скандалы на ресепшене

По мнению представителя сервиса бронирования отелей и квартир Tvil.ru Алексея Черепахина, серьезного влияния на туристический поток введение курортного сбора не оказало, и его продление тоже вряд ли окажет, потому что «кто хочет приехать, приедет все равно».

Эксперт напомнил, что собранные деньги предназначены для развития инфраструктуры, а значит, практика должна идти на пользу отдыхающим. Но Черепахин признает, что далеко не все приветствуют эту идею — как среди отдыхающих, так и среди отельеров.

Портал Tvil.ru проводил на эту тему опрос среди владельцев отелей и руководителей службы размещения. И, в основном, они сдержанно относятся к идее курортного сбора. Многие считают, что это просто дополнительная нагрузка на владельцев отелей.

«Возможно, его рентабельно было бы ввести в уникальных природных зонах — на Байкале, Камчатке, Сахалине. А также в малых городах, где этот доход пошел бы на пользу местному бюджету. Например, в Переславле-Залесском. Угличе, Медвежьегорске и так далее», — считает Черепахин.

Генеральный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Галина Шарафутдинова считает, что все зависит от корректной реализации этого проекта. Если эти деньги действительно будут направлены на воссоздание исторических памятников, создание новых точек притяжения, на инфраструктуру, то это оправдано.

При этом Шарафутдинова уточнила, что если человек заселяется в отель стоимостью 3-5 тысяч рублей в сутки, то для него 100 рублей — это приемлемая сумма. Но сейчас многие туристы все чаще пользуются услугами хостелов, где ночь стоит 350-500 рублей. По новым правилам сбора, этот человек тоже должен будет отдать 100 рублей в сутки.

«Для этой категории сумма сбора слишком велика. Это может стать ограничивающим фактором поездки. К тому же, всю административную часть возлагают на отели, и они будут сталкиваться с раздражением посетителей, все претензии будут высказывать им. Из-за этого может страдать рейтинг средств размещения, могут появляться негативные комментарии в отзовиках», — говорит эксперт.

Шарафутдинова напомнила, что ранее были разговоры о том, чтобы взимать с туристов по 10% от стоимости жилья, при условии, что эта сумма не будет превышать 100 рублей.

Конкуренция с заграницей

В татарстанском Госкомитете по туризму не стали оценивать идею введения туристического сбора в республике. На запрос Inkazan лишь сухо ответили: чтобы взимать туристические сборы в Татарстане, необходимо принять соответствующий закон на федеральном уровне. В этом случае вопрос о введении сбора будет вынесен на решение руководства республики.

«В регионах России туристический поток достиг высокого уровня только в Сочи, благодаря маркетингу инфраструктуры первой линии. При этом горный кластер там же в летний сезон испытывает недозагрузку. В других регионах рост потока происходит не так быстро, как этого хотели бы», — заявила Inkazan независимый директор по развитию KravtGroup Ангелина Самадова.

По ее мнению, подходить к распространению такой практики стоит очень осторожно, чтобы не допустить искусственного ограничения турпотоков. Эксперт считает, что бюджет на путешествие по России сопоставим с тратами на выезд за границу. А наличие дополнительных сборов воспринимается как еще одно ограничение и фактор в пользу выбора поездки за рубеж.

«Регион, несомненно, может получать больше доходов по мере развития туризма как из налоговых отчислений, так и в виде роста инвестиционной привлекательности локаций, а не при помощи туристических сборов», — считает Самадова.

В России эксперимент с взиманием туристического сбора продлили до 2025 года. Учитывая, что к нему присоединится Санкт-Петербург, который не считался курортом, дальнейшее расширение территорий, где будет взиматься плата, не за горами.

«Недавно я платил курортный сбор в Эмиратах, там он тоже есть. Да, уровень сервиса разный, но и сбор тоже разный. Так что ничего страшного в этом нет», — заявил Inkazan гендиректор турагентства AVT Travel Азамат Сабиров.

Однако, по его мнению, курортный сбор не сильно поможет экономике. Для государства это копейки.

«Может, это сделано для того, чтобы увидеть, сколько официально проходит туристов, и где какой туристический потенциал. Может, те же самые хостелы в итоге получат возможности подавать заявки на гранты и льготные кредиты», — считает он.

Но, по всей видимости, туристам лучше готовиться к обязательным платежам, а отельерам — настраиваться на разрешение конфликтов с постояльцами.

Подпишитесь