Posted 14 марта 2023, 12:59
Published 14 марта 2023, 12:59
Modified 14 марта 2023, 14:06
Updated 14 марта 2023, 14:06
Госсовет Татарстана готовит изменения в федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Если поправки примут, то подростков смогут гораздо чаще отправлять во временные приюты.
«Все вы прекрасно знаете, что созданы и действуют центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), которые являются структурным подразделением органов МВД России и являются специализированным субъектом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними», — напомнил депутат Александр Чубаров.
Он пояснил, что законодательная инициатива состоит в том, что подростков необходимо направлять в такие центры, если они систематически — три раза и более в течение 12 месяцев — покидали место постоянного или временного проживания. То есть сбегали из дома или приюта.
Также статьями из-за которых подростки будут оказываться в таких центрах станут: побои, незаконный оборот наркотиков, мелкое хищение, а также действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Помимо этого, повреждение имущества на транспортных средствах, нарушение правил поведения на транспорте, мелкое хулиганство. В «приюты» можно будет отправлять за повторное участие в митингах, экстремизм и сепаратизм.
«Мы получили концептуальное одобрение данной инициативы. Пришел ряд замечаний, которые были исправлены сотрудниками внутренних дел. Также были добавлены статистические данные, которые говорят о необходимости принятия данной законодательной инициативы», — заявил Чубаров.
Депутаты интересовались, каков минимальный возраст, с которого начнется работа с несовершеннолетним. Но оказалось, что законодательством он не определен. В основном это дети от 7 до 17 лет.
Во время заседания комитета слово взял Александр Мищихин, заместитель начальника полиции МВД по Татарстану. Он рассказал, что вопрос обсуждался на экспертном совете.
«Ситуация складывается таким образом, цифры повторять не буду, что назрели изменения. В ряде случаев возникает необходимость проведения профилактических мероприятий, а они не проводятся. В последующем это приводит к тому, что несовершеннолетние совершают более тяжкие преступления», — заявил он.
Также он заявил, что будет целесообразно внести в «приютные» статьи еще две: оскорбления и уничтожение чужого имущества. Он считает, что это обеспечит более эффективную профилактику противоправного поведения, в том числе в школах.
«Такое деяние стало частью такого явления как буллинг. Мы много об этом говорим, но с профилактической составляющей кроме как поведения бесед больше ничего не делается», — заявил он.
На это депутаты ответили, что внесение дополнительных статей требует возврата законопроекта. Делать они этого не стали. Инициативу обещали обсудить и внести в дальнейшем.
Народные избранники переживали, согласованы ли законодательные изменения с уполномоченным по правам ребенка в Татарстане. Оказалось, что Ирина Волынец все знает и законопроект поддержала.
— Просто тема очень тонкая, — отметили парламентарии
— Она настолько тонкая, что мы при разработке запрашивали в центрах временного сдержания сведения о том, могут ли подростки, которые сбежали из дома 3 и более раза, содержаться раздельно с лицами, уже совершившими правонарушения, — ответил депутат Шакир Ягудин.
Парламентарии уверяют что профилактика среди таких детей будет проводиться раздельно.
По статистике МВД, в 2022 году выявлено 170 458 несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения. Из них в органы внутренних дел доставлено 89 754. Уголовная ответственность за рецидивы не наступает до 16 лет. Парламентарии считают, что подростки пользуются этим и не несут никакой ответственности.
В пояснительной записке к законопроекту также говорится, что в последние годы возросло количество подростков, которые «сознательно игнорируют общепринятые нормы и при этом вступают в конфликт с законом». По мнению депутатов, в центрах временного содержания с такими подростками могли бы проводить профилактическую работу и выяснять «истинные причины девиантного поведения».
Сейчас во временные центры направляют только тех подростков, которые сбежали из закрытых приютов, или тех, кого туда направил суд. Правонарушителей в центрах держат лишь в том случае, если не могут установить их личность и найти родителей или опекунов.
Сегодня законопроект одобрил комитет Госсовета по законности и правопорядку. В ближайшее время он будет рассмотрен на сессии Госсовета, а после этого отправлен в Госдуму.
Стоит напомнить, что еще в 2021 году в Татарстане утвердили межведомственный план взаимодействия в сфере декриминализации подростковой среды до 2025 года. Но очевидных результатов он не дает.
О ежегодном росте подростковой преступности говорит и республиканская статистика. Только за половину 2022 года несовершеннолетние совершили 433 преступления, что на 1,6% больше, чем годом ранее.
По словам главы МВД по РТ Артема Хохорина, более трети совершенных подростками преступлений «отнюдь не детские»: это убийства, грабежи, разбои. На учете стоят 2,5 тысячи правонарушителей.