«Мне кажется, что некоторые данные даже могли придумать. Нет реальной картины, как проходила перепись. Многие вещи, которые есть на Госуслугах очень бросаются в глаза, а перепись прошла как-то незаметно. К тому же, не все граждане пользуются компьютерами и смартфонами. Очень трудно рассуждать над этим вопросом, потому что было ощущение, что переписи-то и не было. Интересный вопрос — где деньги? Ведь сумма на организацию этого мероприятия была выделена из бюджета страны», — заявил Inkazan депутат Госсовета Татарстана Александр Комисаров.
Хорошие новости: жителей Татарстана стало больше на 218 321 человека — республика перешагнула рубеж в 4 млн человек. Количество мужчин увеличилось на 6,9%, женщин — на 4,6%. И все же Татарстан — женский регион, число представительниц слабого пола здесь на 265 тысяч больше, чем представителей пола сильного.
Число состоящих в браке — официальном или гражданском — сократилось на 2%. А вот число разведенных или разошедшихся выросло на 22%. В то же время более 215 тысяч человек отказались указывать семейное положение.
«Многочисленное количество разводов, к сожалению — кризис института семьи. Это следствие организации общества, когда массовая культура и СМИ работают на то, чтобы показать, как прекрасно жить ради себя и как здорово, когда ты свободен. Здесь же работает пропаганда чайлдфри. При этом эти люди не только не заводят семьи, но и забывают о своих пожилых родителях, оставляя их без заботы и внимания», — заявила Inkazan уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец.
В целом, рождаемость упала на 12%. При этом число многодетных женщин, имеющих трех и более детей, выросло на 202%: если в 2010 году таковых было почти 259 тысяч человек, через 11 лет их стало больше — 782 тысячи.
Плохие новости: в республике сокращается число трудоспособных жителей. Количество несовершеннолетних татарстанцев выросло на 6,5%, пенсионеров — на 20,4%. Татарстан «стареет»: средний возраст жителя вырос с 38,6 лет до 40,3.
«После переписи 2021 года наслоилась ситуация с пандемией, когда у нас была повышена смертность. Я думаю, что ситуация немного поменялась: к сожалению, многие пожилые люди могли умереть от коронавируса, а это все же большие цифры. Тенденцию старения населения можно переломить только повысив рождаемость. Я сторонник того, чтобы платить пенсию мамам за каждого ребенка. Условно, родила первого ребенка — пенсия 7 тысяч рублей, второго — еще 5 тысячи, третьего — еще 4 тысячи», — заявил Inkazan депутат Казгордумы Алексей Серов.
Неудивительно, что число живущих на пенсии, пособия и выплаты выросло почти на 20 тысяч человек, +27% к данным 2010 года. Каждый 4 человек в республике — иждивенец, показатель примерно равный данным прошлой переписи. При этом половина татарстанцев живет на зарплату.
В 2 раза выросло число живущих на сбережения, дивиденды и ссуды. В 3 раза — тех, кто живет «производством товаров для собственного использования» или натуральным хозяйством — с 33 до почти 107 тысяч человек. В 40 раз — существующих за счет сдачи в аренду имущества, доходов от авторских прав.
«Республиканская программа по поддержке садоводов дала хороший толчок для развития отрасли, особенно в период пандемии. Когда люди сидели дома, фиксировалось большое потребление продуктов питания. Если раньше корзина продуктов обходилась в три тысячи рублей, то сейчас минимум пять. Народ развернулся к собственному производству, и это хорошо. Свою роль сыграли расходы на продукты, которые стали больше, хаотичное ценообразование и качество продовольствия. Я вижу, что люди в коттеджных поселках ставят теплицы, разводят куриц. Я живу в поселке, раньше такого не было, и ведь это о чем-то говорит», — заявил Inkazan депутат Госсовета Татарстана Александр Комисаров.
Порядка 77% татарстанцев живут в городах, за 10 лет количество их жителей выросло более чем на 220 тысяч. Сельское население за тот же период сократилось на 2 066 человек. В среднем, одно домохозяйство состоит из 2,3 человека.
«Большинство людей остаются зарегистрированными там, где они родились или долго жили, а по факту им ничего не мешает перемещаться. Думаю, что каждый из нас найдет с десяток жителей Казани, которые живут здесь не один год, а юридически они все еще жители Мамадыша, Челнов или соседних регионов. Эта ситуация выгодна сельсоветам, потому что каждый чиновник имеет определенный бюджет и полномочия, исходя из количества жителей. Если у тебя из деревни все поуезжали в город на заработки, то начальство спросит: „Чем ты там руководишь?“. А если у тебя, как у Чичикова, тысяча душ по документам, а реально двести бабушек и дедушек, то и тебе хорошо, и территории хорошо», — заявил Inkazan депутат Казгордумы Алексей Серов.
В отдельных квартирах живут 66,5% татарстанцев. Из них каждый второй — в доме, построенном в 70–90-е годы прошлого века. Каждый седьмой — в здании возведенном в 50–60-е годы, столько же — в доме не старше 2010 года постройки.
В частных домах живет порядка 30% населения республики. Из них большинство — в зданиях, возведенных в 70–90-е годы, — каждый третий. Примерно каждый седьмой татарстанец живет в новом доме, не старше 2010 года постройки.
При этом в коммуналках и общежитиях остаются 3,2% населения республики. По данным переписи, в регионе в 11 раз снизилось число бездомных — с 787 человек в 2010 году до 69 человек в 2021 году.
«Число бездомных действительно сокращается, потому что вводятся в действие социальные программы. Но мы понимаем реальность: бездомные люди подвержены испытаниям, многие из них не имеют крепкого здоровья, а потому вымирают. Каждую осень или весну обнаруживаются „подснежники“ — люди, которые умерли от холода, голода. Сейчас уже выстраивается некая социальная жизнь, где число бездомных, которые реально теряют свою жизнь, сокращается. А та часть, которая лишилась дома в 90-х годах, просто вымирает. Это чисто демографический процесс», — заявил Inkazan генерал-майор ФСБ Александр Михайлов.
Только 1,56 млн представителей домохозяйств рассказали о том, в каких условиях они живут. На основе оставленных ими данных попробуем вычислить «среднюю температуру по больнице».
У 99,3% жителей есть электричество. При этом электроплиты не пользуются популярностью — 97,3% готовят на газу. 61% татарстанцев имеют централизованное отопление, еще 33% получают тепло от индивидуальных установок и котлов. Менее 1% населения республики топят печи.
92% пользуются централизованной или индивидуальной системой холодного водоснабжения. Остальные берут воду из колонок, колодцев и скважин. Только у 68% есть централизованная канализация. 6,8% пользуются индивидуальной системой, включая септик. У оставшихся — выгребные ямы или отсутствие канализации.
83% татарстанцев могут сходить в туалет дома. Еще 17% ходят по нужде на улицу, а 1,6 тысячи человек сообщили об отсутствии туалета. 71,8% жителей моются дома — в душе или ванной. 20,5% ходят в баню или сауну. Об отсутствии возможности помыться сообщили 1,1% опрошенных.
«Много людей у нас живут в поселках, где нет канализации, в том числе коттеджных. В целом это нормально, потому что существует отработанная система септиков. Нам всегда кажется, что нас обижают управляющие компании, а попробуйте сами поуправлять своим домом. Власти не потянут канализации для каждого частного дома, это же огромная система. Септик — это цивилизованный выход из ситуации. Если мы посмотрим по затратам, то когда мы участвуем в долевом строительстве, в стоимость квартиры входят коммунальные сети. Цена соизмеримая», — заявил Inkazan глава татарстанского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Михаил Застела.
97,4% живущих в республике — граждане России. 0,3% — иностранцы, в основном приехавшие из стран СНГ. Число лиц без гражданства, по сравнению с 2010 годом, сократилось почти в два раза — до чуть более чем 2 тысяч человек. Количество тех, кто предпочел не указывать гражданство выросло почти в 20 раз — до более чем 88 тысяч человек.
52% жителей республики — или каждый второй — татары. За 11 лет их число увеличилось на почти 79 тысяч человек. 39% — русские, их количество выросло на 73,5 тысячи. Третья наиболее распространенная национальность — это, как и 11 лет назад, чуваши, коих почти 91 тысяча. Куда больше людей — 101 тысяча — не стали указывать национальность.
Татарским языком владеют 1,5 млн человек, или 39% от числа переписанных, то есть почти каждый третий житель республики. За 11 лет количество знающих этот язык сократилось на 21%. Более 81 480 опрошенных, или 2% населения не стали указывать, какими языками они владеют.
«Количество татар, владеющих родным языком, уменьшилось по нескольким причинам. Во-первых, по-моему, немалую роль в этом сыграло не совсем качественное проведение переписи. А потом — сокращение количества часов преподавания родного языка и массовое закрытие национальных школ. Существенную роль сыграла также и национальная политика. Потребность в знании татарского языка в обществе с каждым годом сокращается, потому что даже в Татарстане без знания татарского языка можно жить, работать и учиться, а без русского это сделать невозможно», — заявил Inkazan общественный деятель Разиль Валеев.
Более 833 тысячи татарстанцев — или каждый пятый — сообщили о наличии высшего образования. Средне специальное образование имеется у каждого третьего. Число неграмотных сократилось в 4 раза — до 2 361 человека А вот количество жителей, решивших не сообщать об уровне образования выросло в 66 раз — с 3,7 до 243,3 тысячи человек.
«Почему данные люди не давали? Очевидно, что не хотели передавать их. Во-первых, их никто не собирал. Ладно, если бы еще переписчики ходили и люди бы что-то отвечали. Во-вторых, специально зайти на сайт Госуслуг, потратить время не все могут. Соответственно, доверять этой картине нельзя. Плохая организация переписи привела к тому, что мы не можем понять, насколько всерьез можно воспринимать результат. Может быть, в 2031 году перепись проведут правильно», — заявил Inkazan общественный деятель Раис Сулейманов.