Власти Казани начали глубоко погружаться в проблему незаконно расклеенных по городу объявлений осенью 2020 года. Тогда же без публичных обсуждений идеи исполком столицы Татарстана твердо решил затерроризировать рекламщиков автодозвонами, но в тестовом режиме.
Так, при обнаружении нелегально размещенного объявления указанный на нем номер телефона передавали оператору, который занимался ежедневным обзвоном нарушителей. Власти были уверены, что владельцы телефонов добровольно обратятся в мэрию для прекращения звонков.
«Я считаю, что метод автодозвона был очень правильным. Бесконечные звонки с автоответчиком убивали несколько зайцев. Во-первых, телефон прекращал работать ради того, ради чего он был размещен. Во-вторых, рекламщики были вынуждены его или блокировать, или выходить на связь и получать штраф», — отметил депутат Казанской городской Думы Алексей Серов.
Однако у них оказалось много терпения и сим-карт, а неэффективность метода подтвердилась уже через полгода. В марте 2021-го начальник управления административно-технической инспекции исполкома Наиль Минвалеев заметил, что число нарушений по расклеиванию рекламы за год возросло на 20%.
Мэр Казани Ильсур Метшин поручил подключить к вопросу республиканское МВД. Ведь, по словам градоначальника, речь идет о порче имущества: опор освещения, остановок и подъездов.
«Это же не инопланетяне ночью вешают. Мы для чего давали преференции по видеокамерам? Работайте. Везде у вас отговорка, что это не ваша функция. Вот это точно ваша. Поймайте этих злодеев», — сказал тогда глава города.
Не исключено, что в мэрии поняли, что прямая работа с авторами объявлений куда эффективнее. Идею с автообзвоном реабилитировали, но уже в полноценном режиме. В 2022 году к вопросу не возвращались, результатов работы не называли. Но очередной проигрыш в этой борьбе очевиден: город продолжает пестрить разноцветными объявлениями на каждом столбе.
Заметить нелегально размещенную рекламу можно как в центре города, так и в спальных районах. Примечательно, что большая часть из них — неоднозначные объявления о «рабочих домах». Поверх выцветших старых листовок рекламщики не стесняются вешать новые, более яркие.
Доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета Рамиль Гарифуллин отметил, что визуальный шум вызывает у чувствительной категории граждан тревогу, утомление, а иногда и агрессию. Другая часть людей, по словам психолога, спокойно адаптируется под яркость рекламных объявлений.
«Все зависит от психики. Для кого-то визуальный шум может стать пусковым механизмом для психологических изменений — все индивидуально. И сразу отследить это трудно. Кроме того, я считаю, что это одна из проблем экологии. Ведь экология — это не только загрязнение воздуха, но и среды», — заметил он.
Администрации Казани больнее всего смотреть на испорченный объявлениями центр: исторические улицы, старинные здания, новые заборы и остановки. Осознавая важность имиджа третьей столицы России, в марте 2023 года мэрия Казани подняла вопрос вновь.
Гендиректор «Казэнерго» Рустам Абдулхаков заявил, что нелегальной рекламой обклеены 13 тысяч столбов по всей Казани. На этот раз список нарушителей, которых нужно обзвонить, состоит из 10 тысяч номеров. О результатах двухнедельных автозвонков компания не отчиталась, хотя обещала.
На запрос Inkazan ответ также не поступил.
Абдулхаков сообщил о старте нового подхода к борьбе с рекламой: организация за счет бюджета города наняла четыре бригады, которые ежедневно чистят и моют опоры освещения. Первоочередная задача — 2,1 тысячи столбов в центре Казани.
Руководитель татарстанского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Михаил Застела считает, что нанятые рабочие с проблемой справиться не смогут, отметив неэффективность нововведения. По его словам, необходима постоянная блокировка телефонных номеров, которые указываются в объявлениях.
«Можно упорно бороться за чистоту, стоя у грязевого потока и вычерпывая его в ведро. А можно прекратить действие потока, перекрыв его источник. Здесь та же самая ситуация — город борется с последствиями, а нужно с теми, кто захламляет улицы», — сказал собеседник.
По мнению Застелы, власти Казани должны стремиться к тому, чтобы рекламщик, вывесивший объявление на городской столб, получил от этого лишь проблемы: эксперт уверен, что помимо блокировки номера, нарушитель должен быть оштрафован.
Депутат Серов считает, что к вопросу должны подключиться сотрудники общественной безопасности, работающие в каждом районе Казани. Народный избранник предлагает ориентировать их не столько на помощь сотрудникам МВД, сколько на выявление и пресечение подобного рода правонарушений.
«Сейчас у нас камеры видеонаблюдения на каждом углу. Любых расклейщиков можно найти, задержать и из них формировать рабочие бригады по очищению города от скверны», — отметил собеседник.
Наряду с темой визуального шума вспоминается, как Казань боролась с настоящим гулом — аудиорекламой. Больше всего местных жителей беспокоила улица Баумана: переполненная колонками со звуковой рекламой, она мешала пешеходам сконцентрироваться. И если владельцы торговых точек не нарушали пределы громкости музыки и объявлений, то, складываясь воедино и отражаясь от домов, все это превращалось в раздражающий шум.
Тогда же негодовал и Метшин, заявляя, что «звуковая реклама в буквальном смысле достала». Помочь справится с проблемой смог лишь федеральный закон, вступивший в силу в августе 2021 года. Согласно официальному документу, в России вот уже второй год нельзя устанавливать звуковую рекламу и любое оборудование для шумных дел.
Кажется, что к борьбе за чистые столбы и остановки снова должно подключиться федеральное правительство, иначе четыре бригады рабочих с тряпками в руках замучаются кататься по Казани.