Учителя начальных классов — особая страница в школьной истории каждого из нас. О ежедневном труде, сложностях и методах работы с детьми Inkazan рассказала Айгуль Гареева — учительница лицея «Рост» в селе Шемордан Сабинского района Татарстана.
Преподаватель, по ее словам, переехала в глубинку по зову профессии. В 2022 году учитель с 10-летним стажем прошла отбор по федеральной программе «Земский учитель». Следующие пять лет она посвятит себя детям из татарстанского села.
В 2022/2023 учебном году в Татарстане зафиксировано 31,8 тысячи учителей. При этом в селах республики работают лишь 11 тысяч преподавателей. Больше всего регион нуждается в учителях русского языка и математики, химии и физики.
Однако нехватка предметников — не самая серьезная школьная проблема. В Татарстане больше половины учителей — старше 45 лет. Так, в городах республики доля таких преподавателей составляет 56%, а в селах — 66%. Выпускники профильных специальностей не идут работать в школы, а это значит, что уже через несколько лет заменить старшее поколение преподавателей будет просто некем.
Кадровый голод власти региона пытаются подавить с помощью федеральной программы «Земский учитель», проекта «Мобильный учитель», а также всевозможных видов материальной поддержек, в том числе благодаря социальной ипотеке, стипендии и целевому приему в вузы.
— Почему вы решили стать учителем?
Я очень люблю детей, у меня у самой пять дочек — грех, не пойти работать учителем. Почему именно учитель начальных классов? Душа потянула. У меня старшая дочка задается вопросом, почему ее тоже тянет работать в школу. Вот и меня так тянуло — необъяснимо.
Я поступила в педколледж в Стерлитамаке, получила там среднее специальное образование, позже получила высшее. Я не могу без этого, постоянно хочется учиться. В наше время нельзя без переквалификации, как говорится, век живи — век учись. Хорошо, что существуют дистанционные курсы — это очень удобно.
— Расскажите про ваш профессиональный путь. Почему вы решили переехать из крупного города в небольшое село Татарстана с населением в 5 тысяч человек?
Сама я родом из Башкортостана, муж тоже оттуда, правда, из другого города. Как-то мы сидели дома и рассуждали: «А давай поедем, куда глаза глядят?», — «А давай!». Так забрели в Сургутский район. Прожили и проработали там чуть больше 12 лет, и снова захотелось что-то поменять. Мы начали планировать переезд и в это же время увидели программу «Земский учитель». Я предложила мужу поучаствовать — он учитель физической культуры и спорта, дополнительно ведет ОБЖ.
Мы отправили заявку в январе 2022 года, а в апреле уже подвели предварительные итоги. Я прошла, а муж, к сожалению, нет. Я его успокаивала тем, что он прошел районный отбор на «Учитель года». Где-то плюс, где-то — минус: везде должен быть баланс. Сейчас мы работаем с ним в одной школе. Очень рады, что переехали в Татарстан. Хотя сначала хотели к морю, сейчас счастливы, что находимся поближе к родной земле.
— Это окончательный переезд или после окончания договора вы планируете вернуться назад?
Как мы с мужем говорим: «Время покажет». А вообще хотели бы остаться, потому что Татарстан я очень люблю: эти бескрайние поля, эти леса — не описать, честно.
— Легко ли у вас сложились отношения с новым начальством?
Недавно я была в Сочи на курсах профессиональной подготовки. Пошла к директору школы подписывать документы. Он был удивлен, ведь я только приехала, а уже куда-то уезжаю. Я объяснила, что не люблю на месте сидеть, ведь если хочешь кого-то чему-то научить, нужно учиться самой. Он улыбнулся и подписал приказ.
— В целом ощущается ли контраст между крупным российским городом и небольшим татарстанским селом?
Сразу скажу — да. Если честно, здесь [в Татарстане — прим. Inkazan] дети более открытые, у них в глазах нет лжи. Сургут — очень продвинутый город и люди там хорошие, но дети там в основном посвящены информатизации: для них телефон и компьютер — целая жизнь. А здесь дети простые, в словах нет фальши, свысока на тебя никто не смотрит. Честно, как будто в семью вернулась. Очень понравилось, как нас приняли, я даже не ожидала.
Сентябрь 2022 года был тяжелым месяцем из-за переезда, но то, как нас встретили, как относятся сейчас, перевешивает ту эмоциональную тяжесть. Первое впечатление о Татарстане: «Какие добрый люди».
— То есть на ваш взгляд, обстановка в школе должна быть более семейной, нежели официальной?
Это я так люблю, потому что я сама семейная. А вообще лучше, чтобы обстановка была официальной. Субординацию никто никогда не отменял, и дай бог, чтоб никогда не отменили.
Между учеником и учителем должна быть эта грань, несмотря на то, что в психологии, философии и педагогике говорят, что с детьми надо быть наравне. Но без грани не получится добиться от детей того, чего мы хотим. Официальность нужна даже среди нас, педагогов. Это железно.
— Что для вас самое сложное в работе учителя? И как вы справляетесь с этой трудностью?
Наверное, согласованность с родителями. Нужно не только навязать мнение, но и показать его важность. Многие родители согласны на все, а некоторые надоедают своими идеями. «Золотую серединку» очень тяжело добиться, но мы учимся.
Мне кажется, что для этого стоит почаще проводить не просто родительские собрания — это понятно, а какие-нибудь детско-родительские встречи. Речь не только про прогулки в парках, походы в музеи, но и, например, про совместные игры. На них можно прийти к единому мнению, подчеркнуть его и усвоить.
Но все упирается во время — не всегда родители могут. Будем искать лазейки: не получится в этом году, обязательно попробуем внедрять что-то новое в следующем.
— Какими методами вы разбавляете классические уроки?
У меня сейчас первоклассники. Что дети из детского сада воспринимают в первую очередь? Конечно, они воспринимают игру. Игра облегчает работу учителя при воспроизведении той темы, которую он хочет донести. Например, тема «жи-ши» на русском: если просто прочитал правило — оно влетело и вылетело, а когда ты складываешь его в игру, то оно, конечно, детям больше запоминается.
То есть сейчас на первом месте игры, но также не забываем подключать к урокам мультимедиа. Во втором классе мы, конечно, будем поменьше играть: чем взрослее, тем серьезнее.
В городских школах республики большинство учителей, или 90,9% — женщины. В это же время в татарстанских селах их доля составляет 80,8%. Этот показатель незначительно выше, чем в целом по стране. По данным минобрнауки региона, меньше всего в Татарстане учителей химии: на города республики приходится всего 337 специалистов, а на села — 187.
Плачевная тенденция распространяется и на преподавателей физики — в республике их всего 810, включая 332 учителя, работающих в деревнях. В это же время зафиксирована нехватка биологов: на всю сельскую местность Татарстана приходится не более 400 специалистов. Существенная разница между городом и деревней ощущается при подсчитывании преподавателей иностранных языков: если в городах работают 2,4 тысячи учителей, то в селах их число не доходит даже до 1 тысячи.
— Какие навыки вы стараетесь развить в детях на своих занятиях?
В первую очередь, они должны иметь навык слушания: тот, кто умеет слушать, научится и читать, и писать. Потом детей стоит приучать к самостоятельности, не менее важны и коммуникативные навыки. На мой взгляд, это самые важные черты, которые нужно развить в начальной школе.
— Какие задачи вы ставите перед собой как учитель?
Опять же приведу в пример мой класс первоклассников. Первую задачу, которую я себе поставила — сплочение коллектива, ведь дети пришли с разных детских садов. Я ее выполнила. Вторая обязательная — предметная база, а потом уже постепенно и метапредметную развивать.
— Как часто выпускники забывают своего первого учителя и насколько это обидно?
Если даже и забудут, это не обидно. Главное, что ты вырастил в нем человека.