Недавно Минобороны выпустило приказ, утверждающий правила набора в добровольческие организации. Как эта работа ведется в Казани и других городах Татарстана? Подробнее читайте в нашем материале.
Приказ оборонного ведомства был утвержден еще в феврале, но обнародован документ только 7 марта. В нем четко регламентирован порядок набора добровольцев на службу по контракту. Прецедентом для такого события стало растущее количество добровольцев, желающих отправиться на СВО в качестве профессионального военнослужащего, получая определенную оплату за свои навыки и компетенции.
Прежде всего в документе закреплено право вести отбор в добровольческие организации за военкоматами. То есть учет добровольцев изначально будет вести государство, выдавая каждому разрешение на подписание контракта. Отбор условно можно разделить на три этапа. Первый: написание заявления, автобиографии, бланков о семейном положении, образовании и прочих личных данных. На этом этапе выявляют судимость, нахождение под следствием, наличие военного опыта и прочие факты, которые впоследствии могут стать основанием для отказа.
Затем следует медкомиссия, в ходе которой добровольцев обследуют специалисты. Причем наряду с физиологическими показателями организма, особое внимание будет уделено психоэмоциональной сфере добровольцев. В заключении психиатра должны быть сведения о склонности к депрессии или, наоборот, проявлению гнева, вредным привычкам. Отмечаются лидерские качества и цели добровольца. Все показатели будут учитываться при допуске на следующий этап.
Заключительный этап — проверка физической подготовки. В приказе прописан нормативы, которые должны быть соблюдены при проверочных испытаниях на силу и физическую выносливость добровольцев.
За шесть месяцев течения СВО в разных субъектах Российской Федерации было создано порядка 40 добровольческих отрядов для отправки бойцов на территорию военного конфликта с Украиной, сообщает Fedpress. Республика Татарстан тоже примкнула к этому добровольческому движению. В 2022 году в регионе появились добровольческие формирования «Алга» («Вперед») и «Темир» («Железные»).
Что теперь будет с ними после того, как вышел приказ Министерства обороны о порядке набора граждан в добровольческие формирования? Как отмечают специалисты, существенных изменений не произойдет. Приказ не отменяет создание добровольческих батальонов или частных военных компаний, просто регулирует процесс отбора военнослужащих. Если раньше батальоны сами набирали кандидатов на службу по контракту, то теперь данные полномочия закреплены за военкоматами.
Вот какие требования предъявляли к добровольцам в прошлом году сами батальоны «Алга» и «Темир». Кандидат должен быть не моложе 18 лет и не старше 50 лет, знать государственный язык РФ, быть несудимым, здоровым по результатам обследования, хорошо подготовленным физически.
Нынешние критерии от Министерства обороны РФ кардинально от них не отличаются. Ведомство постановило, что кандидат обязательно должен иметь гражданство России, быть не моложе 18 лет (верхний возрастной предел не ограничен), иметь опыт срочной или альтернативной службы, не проходить по судебным делам. При соблюдении этих условий окончательное решение будет принято по итогам медобследования и сдачи норм физподготовки.
В Татарстане частичная мобилизация для нужд СВО завершилась 31 октября 2022 года. Об этом заявил президент РТ Рустам Минниханов на совещании в кабмине республики.
«В рамках первой волны мобилизации из Казани было призвано более 800 солдат и офицеров», — рассказал тогда начальник аппарата городского исполкома Булат Алеев.
На вопрос о том, будет ли в Республике Татарстан вторая волна мобилизации, власти ответили, что деление частичной мобилизации на первую, вторую и последующие волны некорректно. Военкоматы работают по заранее установленному плану, и новых задач о наборе военных для нужд СВО пока не поступало.
С наступлением 2023 года вновь участились слухи о частичной мобилизации. А накануне призыва СМИ сообщили, что в России стартовал набор 400 тысяч добровольцев для службы по контракту в рядах СВО. Руководство Татарстана не прокомментировало эту новость. Местные СМИ тоже не писали о старте набора добровольцев. Только в одном издании появилась информация о том, что до 1 декабря 2023 года региону нужно набрать более тысячи граждан на военную службу по контракту. Об этом сообщил военком Нижнекамска Газинур Ситдиков.
«Если учесть, что мы набрали на военную службу по мобилизации с такими масштабами, усилиями, с помощью градообразующих предприятий, учреждений, — там цифры намного меньше, почти в два раза. А мы теперь без мероприятий масштабных, в тихом, плановом режиме должны набрать людей, граждан, пребывающих в запасе, на военную службу по контракту, то есть по желанию. Для этого мы, наверное, должны проводить определенную работу разъяснительную, доводить до граждан, что есть такая возможность идти», — отметил Ситдиков.
1 апреля стартовал ежегодный весенний призыв для срочников. В связи с этим повестки поступают гражданам от 18 до 27 лет, которые не служили в армии ранее и не пребывают резерве Вооруженных сил РФ. Будут ли приходить повестки резервистам или гражданам старше 27 лет, но не состоящим в запасе, чтобы пригласить их на военную службу по контракту в рамках СВО, не сообщается.
Вопрос, о том, поедут ли новобранцы на СВО, волнует всех родителей сегодняшних призывников. Отрицательный ответ на него уже звучал и на региональном, и на федеральном уровне. Недавно на него еще раз ответил военком Нижнекамска Газинур Ситдиков в рамках возложенных на него обязанностей.
«Все ребята будут служить в частях России, преимущественно в Центральном военном округе. Ребята, которые сегодня идут по призыву, по заявлениям Минобороны, не будут проходить [службу] в зоне СВО, поэтому прошу это серьезно учесть», — сказал он.
Вместе с тем срочники, добровольно пожелавшие нести службу в миротворческих формированиях, смогут участвовать в выполнении простейших задач на основных базах или линиях разграничений. К примеру, работать водителями, поварами, дежурить на блокпостах. Об этом заявил 7 апреля глава думского комитета по обороне Андрей Картаполов. Ранее сообщалось, что Госдума в I чтении приняла закон, согласно которому все добровольцы смогут стать миротворческого контингента в России.