Мыловаренный завод на улице Тукая построило московское товарищество «Братья Крестовниковы и К» в 1873 году. В 1919 году предприятие национализировали и разместили в его помещениях техникум. В 2014 году учебное заведение переехало. Памятник пустовал, а в 2017 на нем случился пожар, сильно повредивший объект.
После состояние здания оценивалось как крайне аварийное. Сейчас реставраторы пытаются вернуть памятнику исторический облик - демонтируют поздние пристройки со стороны двора. Параллельно идет проектирование и рассматриваются вопросы его приспособления для современного использования.
Когда-то планировалось, что в здании появится фуд-молл. Но председатель комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия Иван Гущин рассказал, что ресторанный холдинг Bulldozer Group отказался от проекта.
«Это сложный для инвесторов проект. Инвестор отказался от него, потому что, видимо, не потянул. Туда уже закопано в прямом смысле этого слова много денег на укрепление здания и решение вопросов по воде на подвальных этажах», — рассказал Гущин.
По его словам, в восстановление требуется вложить не менее 1 миллиарда рублей. Сейчас власти думают над новым приспособлением объекта. Сроков окончания работ не называют.
Ветеринарный врач Николай Киселев построил доходный дом на улице Муштари в 1910 году. До 1917 года здесь жили высокопоставленные чиновники.
После революции дом был национализирован. В разные времена в здании проживали представители научной среды города. В конце ХХI века размещался Институт проблем информатики Академии наук республики. Сегодня проект реставрируется за счет частных инвестиций.
«Нужно ставить памятник собственнику за то, что отреставрировал этот памятник», — заявил Гущин.
После восстановления исторических интерьеров особняк еще никто не видел. В нем сохранились подлинная напольная керамическая плитка, парадная лестница с мраморными ступенями и дубовыми балясинами, богатый лепной декор на стенах и потолках в парадных помещениях, а также подлинные филенчатые двери с латунными ручками, печи в интерьерах и другие ценные элементы.
«Это уникальный паркет. Мы с подрядной организацией пересчитывали каждую дощечку. Паркет на первом этаже уже не подлежал реставрации, потому что набрал влагу и превратился труху. А здесь мы собрали все, что сохранилось до наших дней», — пояснил Гущин.
Сейчас жилье в почти что готовом доме продают по цене в 400 тысяч рублей за один квадратный метр. Квартиры в продаже еще есть.
«Сложно мне понять реставратора. И покупателя сложно понять. Он не сможет ничего менять, все это охраняется государством», — пояснил Гущин.
Двухэтажный дом с каменным первым и деревянным вторым этажами построен в 1837 году. Он принадлежал чиновнику Александру Дротаевскому. До 2012 года здание оставалось жилым. После расселения несколько лет пустовало и разрушалось.
В 2022 году памятник вернули к жизни, завершилась его масштабная реставрация. В ходе работ были обнаружены интересные находки. При расчистке штукатурного слоя стен — зеркало печи, которое решено было сохранить. В самой печи были обнаружены старинный перочинный нож, спички и фрагмент газеты «Волжский вестник» № 260 от 30 ноября 1889 года.
Сейчас в старинном здании работает комитет по охране объектов культурного наследия.
Собор Петра и Павла построен в 1723–1726 годы на средства купца Михляева на месте приходской деревянной Петропавловской церкви. Его реставрация идет по федеральному проекту «Историческая память». Рабочие успели выполнить работы в интерьерах первого яруса собора, сейчас трудятся на втором и приступили к реставрации колокольни.
«Работы в трапезной начались в сентябре прошлого года, до этого тут был другой подрядчик. Сейчас очистили лепнину, произвели работы по укреплению сводов. Завершить планируем в августе этого года», — рассказал Алексей Ким, генподрядчик компания «Равели».
Одной из уникальных особенностей данного объекта являются обнаруженные при расчистке слои разновременной живописи в интерьерах первого яруса собора — поздней масляной росписи и композиции более ранней живописи. Сейчас комитет ОКН ожидает финансирования для восстановления этих находок.
По словам Гущина, вопрос о полной сдаче объекта является сложным, так как реставрация идет за счет федеральных средств.
«Объект требует сотни миллионов инвестиций. Понятно, что здесь была и смена подрядчика, сейчас работает другая фирма, поэтому мы даже окончательны сроки работ не можем спрогнозировать», — заявил он.
О том, сколько средств уже было потрачено на собор, Гущин также не смог ответить. По его словам, такие подсчеты не ведутся. Впрочем, если опираться на цифры, которые появлялись в СМИ, на работы с учетом стоимости проекта уже направили больше 380 млн рублей.
В рамках федерального проекта «Историческая память» продолжается масштабная реставрация Ново-Слободской мечети. Кирпичное здание построено в 1801–1802 годы купцом первой гильдии Габдуллой Утямышевым и считалось важным общественным центром района.
Мечеть действовала до 1930-х годов, в ходе антирелигиозной кампании была закрыта. Здание претерпело множество изменений: использовалось под склад меховой фабрики, госпиталь, художественную школу. Только в 1994 году здесь возобновилась религиозная деятельность.
Имам хатыб мечети Иске Таш Надир хазрат рассказал, что она получила свое название из-за того, что на месте постройки было захоронение 10 тысяч мусульман, которые защищали Казань при взятии города Иваном Грозным. По его словам, здесь пробовали делать раскопки, приглашали археологов, но подтверждения легенде не нашли.
Также хазрат рассказал, что сейчас есть идея построить рядом с мечетью целый комплекс, где были бы медресе, кафе, и комнаты для молитв имама. Однако, по словам Гущина, среда на месте уже загублена: «Одна „Мелита“ с ее таракашками чего стоит, но, с другой стороны, появилась комфортная дорога».
«Я понимаю боль имама. Мы с реставраторами пришли, все „раздолбали“, сказали — гипсокартон убирай, линолеум советский убирай. Достаточно жестко мы подошли к интерьерам, но нам важно было открыть своды. Получится богатый внутри объект», — сказал он.
По его словам, основную часть внешних работ они планируют завершить в сентябре 2023 года, а дальше переходить к реставрации интерьеров. Также Гущин добавил, что после этого аварийных мечетей в Казани не останется.