Одна из версий о появлении Гафарова в республиканском правительстве, рассказанная собеседником Inkazan, гласит: в конце 90-х годов он работал водителем татарстанских чиновников, тогда же приглянулся ныне главе республики Рустаму Минниханову, который потянул его за собой в коридоры власти. Подтвердить неофициальные данные о близости Минниханова и Гафарова может биография последнего.
После окончания Казанского финансово-экономического института Гафаров отслужил в рядах советской армии. Через три года он стал инспектором отдела финансирования сельского хозяйства и продовольствия минфина республики. Постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, в 1997 году Гафаров занял должность помощника министра финансов, которым тогда был Минниханов.
В 1998 году главу минфина назначили премьер-министром Татарстана. Параллельно в карьерном плане начал расти и Гафаров, став его помощником в новой должности. В 2005 году чиновник стал руководителем аппарата кабмина. С этого момента начинает расти его авторитет.
Источники редакции сообщают, что Гафаров лично курирует автопарк кабмина республики. В том числе занимается распределением машин и следит за передвижениями чиновников. Примечательно, что фактически являясь подчиненным главы правительства Алексея Песошина, он, как и премьер-министр, ездит на Land Rover. Хотя статус вице-премьера, по негласной традиции, предполагает передвижение на Mercedes S-Класса.
По словам собеседника Inkazan, окружающие характеризуют Гафарова как очень требовательного и ответственного человека. Он всегда умел выполнять поставленные перед ним задачи — разной степени сложности и срочности, рабочие и личные, — и именно это ценит в нем Минниханов.
«Одной личной преданностью завоевать уважение Минниханова было невозможно. Секрет авторитета Гафарова не просто в его эффективности, а в крайней эффективности», — заметил источник редакции.
Среди крупных проектов, реализованных под кураторством Гафарова, — строительство стадиона «Ак Барс Арена» к Универсиаде 2013 года. По словам собеседника, тогда из-за сложности объекта на нем работали два подрядчика — казанский и московский. На стройке чувствовалось противоборство, которое затрудняло работу. Участие Гафарова способствовало тому, что стадион сдали без задержек.
Вторая крупная стройка, за которую отвечал Гафаров, — выставочный центр «Казань Экспо». А из последнего — IT-парк, возведенный на месте бывшей обувной фабрики «Спартак» в центре Казани. Хотя официально фронтменом проекта выступил министр цифрового развития Татарстана Айрат Хайруллин, выходец из команды Гафарова и близкий ему человек.
В 2022 году Татарстан возглавил рейтинг цифровой трансформации, составляемый правительством России. Фактически это стало признанием заслуг Гафарова, курирующего эту сферу.
Хотя некоторые участники отрасли, с которыми поговорила редакция, считают, что якобы действия республиканских чиновников — и вице-премьера в том числе — скорее приводят к кризису в этой отрасли. Так, по их словам, вместо переоценки существующего положения и перезагрузки процессов, в Татарстане за счет бюджета строятся IT-парки и «рисуются рейтинги».
В этой области прослеживается противостояние Гафарова и вице-премьера республиканского правительства Романа Шайхутдинова, который курирует развитие Иннополиса и фактически является профильным чиновником. Впрочем, за ним скрывается другая значимая фигура — экс-министра связи России Николая Никифорова, застраивающего город. Очевидно, что Гафаров оттесняет его: Иннополис выпал из информационной повестки.
Вице-премьер курирует не только крупные строительные проекты. За 2022 год чиновник стал заместителем председателя фонда по содействию духовно-нравственного развития общества, оргкомитета по проведению «Игр Будущего 2024», Kazan Digital Week и форума к 50-летию Конвенции об охране всемирного наследия.
В это же время Гафарову поручили организовывать работу по кибербезопасности Татарстана, ввели в оперштаб по «базовой готовности» республики и назначили представителем региона в правлении футбольного клуба «Рубин».
В 2010 году Минниханов становится главой Татарстана, за чем в очередной раз следует повышение Гафарова — к должности главы аппарата кабмина Татарстана добавляются полномочия вице-премьера республики.
«По сути, глава аппарата — это руководитель секретариата, а вице-премьер — это уже человек с полномочиями, стоящий над министрами, некий центр власти», — отметил в разговоре с редакцией собеседник.
По его словам, главным объектом противостояния в коридорах власти для Гафарова стал Асгат Сафаров со своей командой аппарата — ныне администрации — главы Татарстана. Одна из задач Гафарова, Сафарова и подконтрольных им ведомств — кадровая политика. И в этом вопросе чиновники сталкивались между собой.
«Для Минниханова Гафаров оставался более близким, чем Сафаров. Второй был главой службы охраны Шаймиева (Минтимера, первого президента Татарстана — Inkazan) в свое время, именно поэтому настоящим начальником, скорее всего, Сафаров всегда считал Шаймиева», — сказал источник.
Борьбу за авторитет изначально выигрывал Сафаров. Сразу после своего назначения на должность руководителя аппарата главы Татарстана в 2013 году он начал привлекать в свою команду коллег мэра Казани Ильсура Метшина. Тогда создалось впечатление, что «метшинские» люди заполняют дом татарстанского правительства, ожидая повышения своего начальника. Но такой «смуте» быстро нашлось решение.
«У Сафарова с Метшиным очень хорошие отношения, в одно время говорили, что они работают в одной связке, являясь неким кланом. Однако Минниханов поступил как восточный политик и начал отторгать людей Метшина от него самого, сильно привязывая к себе», — уверен собеседник.
Сегодня в этом противостоянии очевидно сильнее команда Гафарова — это прослеживается в назначениях в кабмин Татарстана. При этом можно заметить, что в последние годы на федеральный уровень отправляются не близкие ему чиновники.
Например, экс-глава Минстроя региона Ирек Файзуллин, близкий к выходцу из Татарстана, вице-премьеру российского правительства Марату Хуснуллину, или экс-министр промышленности республики Альберт Каримов — человек некогда всесильного вице-премьера правительства Татарстана Равиля Муратова.
Впрочем, Сафаров — не единственный, с кем Гафарову приходится конкурировать. В числе прочих можно назвать директора «Связьинвестнефтехима» Валерия Сорокина, обладающего большим влиянием на близкие к региональной власти бизнес структуры.
Очевидно, что всем интересантам порой приходится решать спорные ситуации, обращаясь напрямую к Минниханову. Вопрос тут, скорее, в том, насколько противостояние между центрами силы реально, а насколько оно является продуманным ходом, призванным показать главе республики его значимость.
Гафарова считают одним из высококлассных управленцев. И если бы, например, завтра встал вопрос, кого поставить на место главы республики, глава аппарата кабмина стал бы наилучшей кандидатурой, учитывая его 25-летний опыт работы.
Собеседник редакции признается, что если в начале карьерного пути Гафаров целиком и полностью зависел от Минниханова, то сейчас он обладает необходимой самостоятельностью. Примечательно, что использует Гафаров эту самостоятельность исключительно на благо республики и ее главы.
«Его можно назвать хорошим отцом: он всегда поможет, когда к нему придут с просьбой, он пытается помогать в личных вопросах. Есть руководители, к которым „на кривой кобыле не подъедешь“, а он очень простой, хотя и требовательный», — отметил источник.
В том, что такая политически сильная фигура могла бы занять пост руководителя региона, есть лишь одно сомнение — Гафаров очень непубличный человек. О нем мало что известно и, кроме того, он предпочитает не общаться со СМИ. Собеседники Inkazan считают, что на то есть несколько причин.
Во-первых, в свое время Гафаров старался не выступать на публике из-за плохой дикции. Впоследствии, как утверждают источники редакции, речь вице-премьеру поставили. Но привычка мало разговаривать в публичном поле осталась. Однако, скорее, уже из аппаратных соображений — чтобы не конкурировать с шефом в инфоповестке.
Гафаров женат, у него есть взрослый сын и дочь. Согласно декларациям, за 2021 год Гафаров заработал 10,1 млн рублей с учетом продажи имущества. Доход супруги вице-премьера в разы меньше — за аналогичный период она заработала 715 тысяч рублей.
У семьи в собственности квартира площадью 157 квадратов, жилой дом в 634 квадрата, гараж в 107 квадратов и три земельных участка общей площадью 5,1 тысячи квадратных метров. Гафаров имеет легковой автомобиль ГАЗ, а жена ездит на Mercedes-Benz.
Вице-премьер республики является членом совета директоров АО «Холдинговая компания „Ак Барс“». По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2021 году компания заработала 6,7 млн рублей чистой прибыли. Кроме того, вице-премьер раньше входил в число руководителей компании «СвязьИнвестНефтехим». Примечательно, что в 2021-м компания вышла в минус на 172 млрд рублей.
Личность Гафарова становится еще интереснее, когда не знаешь, что скрывается за басистым голосом и серьезным лицом чиновника. Возможно, именно этого и добивается вице-премьер. С уверенностью можно сказать, что Гафаров стал вторым по значимости человеком в Татарстане, обогнав своих коллег — премьер-министра Алексея Песошина и спикера Госсовета Фарида Мухаметшина.
Шамиль Гафаров — второй герой цикла Inkazan «Владельцы Татарстана». Ранее мы рассказывали о «народном» мэре Казани Камиле Исхакове. Героями следующих публикаций станут люди и объединения, на которых держится экономическое и политическое могущество республики.