ПАО «Ростелеком» — крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений. Присутствуя во всех сегментах рынка, компания работает с миллионами граждан, государственными и частными организациями. Только число тех, кто пользуется услугами доступа в интернет, достигает 11 млн. Столько же абонентов выбирают платное телевидение оператора.
По данным финансовой отчетности компании, в 2021 году выручка «Ростелекома» составила 580,1 млрд рублей, чистая прибыль — 31,8 млрд рублей. Данные за 2022 год не опубликованы.
В сравнении с федеральным гигантом, «Идея Телеком», также телекоммуникационный оператор, едва заметен на рынке. Он обеспечивает услугами связи резидентов казанского инновационного технопарка «Идея» и индустриального технополиса «Химград».
По данным из открытых источников, за 2021 год выручка оператора составила 32,2 млн рублей, а чистая прибыль — 19 млн рублей, что почти в четыре раза превысило показатель 2020 года.
На протяжении 16 лет «Идея» оказывала услуги телефонии, подключения к интернету, монтажа систем видеонаблюдения и аренды каналов связи. А в апреле этого года «Ростелеком» приобрел оператора — клиентам «Идеи» уже начали поступать извещения, некоторые абоненты оказались озадачены — что будет дальше?
Как отметил в разговоре с корреспондентом Inkazan первый заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев, связь — не единственный сегмент, по которым идет объединение компаний, определенная централизация сегодня происходит во всех областях.
«Это как на большое ТСЖ и ЖКХ иметь, условно, одного сантехника, который обслуживает несколько домов. Самый главный фактор здесь — качество этого обслуживания. „Ростелеком“ — федеральная компания, и понятно, что качество у него на уровне, поэтому для конечного потребителя какие-то его предложения могут быть выгодней и интересней», — сказал Николаев.
При этом экономист и руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов подчеркивает: связь — это именно тот сегмент, который пользуется популярностью. И сейчас, в технологическую эпоху, непосредственно нужен населению. Нередко в этой области образовываются небольшие компании, на которые с точки зрения расширения сфер своего влияния смотрят федералы.
«Существует такой коэффициент как ARPU — это средний доход, получаемый от каждого активного абонента при существующих условиях. Соответственно, когда федеральные компании принимают решение о слиянии и поглощении, они смотрят, что им выгодно со всеми имеющимися ресурсами увеличивать присутствие с целью увеличения конечного дохода и распространения своих тарифных планов и предложений», — объяснил Галямов.
Экономист привел локальный пример, когда в 2003 году МТС приобрел контрольный пакет крупнейшего на тот момент регионального оператора «Сантел». То же самое недавно произошло с казанским маркетплейсом, который был куплен «AliExppress Россия». По словам Галямова, это является мотивацией для маленьких компаний, которые не имеют дальнейших перспектив и направлений для роста.
«Можно сказать „мечта“ маленьких компаний в секторе связи и маркетплейсов вырасти до того уровня, чтобы им сделала предложение крупная компания. Они уже охватили местный рынок и, чтобы выйти на более высокие площадки, они ждут предложений от федеральных игроков», — добавил он.
Среди плюсов для потребителя экономист назвал их переход на новую систему комплексного получения услуг, когда один оператор предоставляет целый пакет возможностей по разным направлениям: начиная от предоставления доступа в интернет и заканчивая продуктами из линейки информационной безопасности.
Что касается рынка в целом, то он становится более конкурентоспособным. Классическим примером эксперт назвал заход федеральных игроков на рынки в нулевых, когда в стране стали отказываться от привычных киосков и ларьков, а на их место приходили известные сейчас торговые сети, которые берут и качеством, и ценой.