Posted 27 апреля 2023,, 04:01

Published 27 апреля 2023,, 04:01

Modified 5 мая 2023,, 18:57

Updated 5 мая 2023,, 18:57

Почему Казани нужно отказаться от забегов по городу

Почему Казани нужно отказаться от забегов по городу

27 апреля 2023, 04:01
Элина Турышева
Фото: inkazan.ru
В Казани начинается сезон массовых забегов: люди в спортивных лосинах заполонят улицы города. Однако мероприятия, отдающие дань здоровому образу жизни с одной стороны, с другой — буквально тормозят ее. О том, почему марафоны в городе — это плохо, и куда должны убежать спортсмены — в материале.

Казань — Спортивная столица России. Город зарегистрировал этот бренд в преддверии проведения Универсиады 2013 года и оправдывал гордое звание, принимая соревнования международного масштаба. Постепенно таких событий становилось все меньше, а разного рода марафонов — все больше.

Горожане мирились с ограничениями во время проведения крупных мероприятий — праздников, собиравших гостей с разных уголков планеты. Перекрытие улиц и перекройка схем движения общественного транспорта из-за бегунов, приехавших из регионов России, такого восторга не вызывают.

Частично обездвижены

Массовые марафоны в Казани идут рука об руку с перекрытием улиц. Пока одни следуют принципу «движение — жизнь», другие вынуждены приспосабливаться к стесненным условиям. Жители районов, на чью долю выпала участь принимать гостей, зачастую не могут выехать из своего двора, вынуждены искать пути объезда маршрутов соревнований и стоять в пробках.

Только за последние два года подобные марафоны в Казани проводили более пяти раз. Чаще всего они затрагивали улицы Сибгата Хакима, Чистопольская, Фатыха Амирхана, Подлужная, Батурина и Декабристов. Ограничивали движение по Кремлевской дамбе и Кремлевской набережной. Получается, что самая густонаселенная часть города, где личное авто — ключевой элемент комфортной жизни, практически парализуется.

Институт развития города провел исследование, которое показало, что Казань является более комфортным городом для автомобилистов, чем для других участников движения. Об этом сообщили 57% участников опроса. Только 18% посчитали, что город удобен для тех, кто передвигается на общественном транспорте. Как бы то ни было, и те, и другие на время проведения марафона вынуждены стать пешеходами.

При этом менее населенный центр масштабные забеги обходят стороной. Хотя такая локация могла бы увеличить число желающих присоединиться к забегу. Депутат Казгордумы Марсель Шарапов заявил корреспонденту Inkazan, что можно найти множество мест для проведения марафона, и если бы он участвовал в забеге, то с удовольствием сделал бы это в центре города.

«Это позволит совместить приятное с полезным: занятие спортом и созерцание достопримечательностей Казани», — считает он.

Помимо культурного обогащения спортсменов можно отметить и то, что, чем меньше в районе жилых домов — тем проще перекрывать там дорогу. Возможно, дело в том, какие именно жилые дома расположены в центре города. Вряд ли владельцам элитной жилплощади, в том числе чиновникам, хотелось бы выйти из дома и обнаружить, что поехать по делам не получится из-за бегущих мимо их окон толп.

Казанский общественник Леонид Иванов считает, что компромисс относительно места проведения марафона можно найти всегда. А вот сами организаторы спортивных соревнований уверяют: дороги — единственный приемлемый вариант для проведения марафонов, и найти другое решение для того количества участников, которое есть сейчас, просто невозможно.

«В „Казанском марафоне“ принимают участие 15 тысяч человек. Где еще можно организовать забег на такое количество участников? Физически мы просто не сможем найти другого места, кроме как дороги», — объяснил директор Центра проведения спортивных мероприятий «Казанский марафон» Вадим Янгиров, который проводит спортивные мероприятия под брендом Timerman.

Не ожидая помощи со стороны, горожане сами начали прикидывать, куда «сбагрить» бегунов — подобные дискуссии стартуют в соцсетях с началом сезона проведения спортивных мероприятий на открытом воздухе. Жители в качестве альтернатив дорогам предлагали «прекрасное место в Березовой роще», Матюшинский тракт и Мамадышский лес.

Кто-то выстраивал маршрут по микрорайону «Салават Купере» через трассу «М-7», кто-то — по Иннополису. В последнем уже проводились массовые забеги, которые пользовались не меньшей популярностью, чем казанские. Малонаселенный IT-град вполне мог бы стать беговой столицей Татарстана — это бы дало толчок к развитию его туристического потенциала.

Почему бег по асфальту вреден

Спортсмены все еще ведут оживленные дискуссии на интернет-форумах, обсуждая проблему бега по асфальту. Мнение большинства сходится на том, что этот тип покрытия вредит суставам и не «впитывает» ногу так же хорошо, как, к примеру, лесные тропинки.

«Асфальт — жесткая поверхность, и во время бега по ней наш опорный аппарат — суставы, мышцы, связки — подвергается значительной ударной нагрузке. Это никакой пользы коленям и голеностопу не несет, тут более мягкие грунтовые дорожки в парке выигрывают», — подтвердил кандидат в мастера спорта Виктор Саветников.

Провизор и тренер по биохакингу Галина Хусаинова сообщает: чем тверже поверхность, по которой мы бежим, тем большую скорость можно развить. Однако это не положительный показатель: сила нагрузки на сустав возрастает в 4-5 раз, человек не амортизирует свой бег, а процесс происходит неправильно, не физиологично.

«Самый большой вред от бега по асфальту — эффект гемолитической анемии. Это разрушение в стопе эритроцитов, когда нога отбивается по твердой поверхности. Аналогичное происходит на плацу, когда идет отработка чеканного шага — этот пример уже стал классикой медицинских учебников», — отметила Хусаинова.

Воздержаться нужно и от бега в жару: по словам провизора, в это время идут токсичные испарения, которыми легкие заполняются вместо кислорода. Если смотреть с этой точки зрения, 15 тысяч человек ежегодно собираются, чтобы причинить своему телу страдания и заставить страдать других, заблокированных в своих дворах.

Все это традиционно объясняется удобством организации массовых забегов в черте города и предоставлением гостям города чудесной возможности полюбоваться красотой города. Особенно много ее, конечно, на густонаселенной улице Сибгата Хакима, застроенной многоэтажными жилыми домами.

«Такие мероприятия видят большое количество молодежи, детей, которых это впоследствии тоже побуждает на занятие спортом и здоровый образ жизни. Понятно, есть и минусы, допустим, бегуны выбрасывают бутылки и другой мусор, но плюсов все-таки больше», — говорит Шарапов.

С депутатом трудно не согласиться — марафоны проводить можно и нужно. Главное — найти разумный баланс. Например, определив для этого конкретную дату, чтобы жители были готовы к предстоящим ограничениям, могли строить планы с учетом предстоящего спортивного праздника.

Когда подобные мероприятия превращаются в бесконечную череду перекрытий, становящихся сюрпризом для жителей густонаселенных районов, им спорт перестает казаться столь привлекательным, как того бы хотели организаторы марафонов, триатлонов и прочих массовых забегов.

Учитывая тренд на экологичность и явные неудобства, доставляемые горожанам, марафоны можно было бы перенести за черту города. Тут тебе и подходящий для бега грунт, и экопросвещение. Да, организаторам придется постараться. Но, кажется, их миссия — доставлять радость людям, а не просто собирать деньги за участие в забегах.

Примеры уже есть — в Волгоградской области проходил марафон ULTRA100. Правда, один из участников до финиша так и не добежал — пришлось сойти с дистанции, проложенной по степям, из-за преследования волком. Мужчина не пострадал, до приезда спасателей отпугивая хищника фонариком.

В Татарстане, впрочем, волков нет, а недовольные жители есть.

"