«Зенит-Казань»: лучшие, но не во всем
Самый титулованный клуб Татарстана юридически оформлен как автономная некоммерческая организация. Несмотря на это, «Зенит-Казань» в 2021 году заработал 747,2 млн рублей при чистом убытке в 21,41 млн. Денег в клубе больше, чем в футбольных «Нефтехимике» и «Камазе» вместе взятых.
По данным Росстата, волейбольная команда принадлежит МВД по Татарстану. С момента создания в 2000 году и до 2004 года команда называлась «Динамо», а потом переименовалась в «Динамо-Таттрансгаз». И только в 2008 году получила нынешнее название. В общество «Динамо» входили сотрудники ОГПУ, НКВД, МВД и КГБ.
Покровительство со стороны силовых структур наверняка помогло «Зениту» спокойно развиваться. На счету команды 37 трофеев, в том числе семь международных, а недавно клуб завоевал очередное чемпионство. Но даже несмотря на статус самого титулованного клуба республики, болельщиков на трибунах Центра волейбола «Санкт-Петербург» довольно мало.
Актуальных данных нет, но до пандемии средняя посещаемость «Зенита» достигала трех тысяч человек при вместимости арены в пять тысяч. Да, свою роль играет и расположение стадиона — до ЖК «Солнечный город» добираться проблематично многим жителям Казани.
«Динамо-Ак Барс»: та самая младшая сестра
У женского волейбольного клуба история владения куда интереснее. Команда до 2008 года именовалась «Казаночка» и имела другое юрлицо. Его учредителями числились Федерация профсоюзов Татарстана, АО «Мосты РТ», АО «СК „Армеец“» и ныне ликвидированный комитет по управлению коммунальным имуществом администрации Казани.
Затем клуб создал новое юрлицо, владельцем которого все эти годы числится «Физкультурно-спортивное общество „Динамо РТ“». Его председателем с 2007 года является руководитель аппарата главы Татарстана Асгат Сафаров. Под крылом организации находится и ряд других республиканских клубов с названием «Динамо».
Женский волейбольный клуб, который в 2020 году вместо обычного «Динамо-Казань» стал «Динамо-Ак Барс», в 2021 году зарегистрировал выручку в 270,43 млн рублей при чистой прибыли в 50,58 млн.
Команда, как и «Зенит», является одной из самых титулованных в Татарстане. Да, в волейболе конкуренция ниже, чем в футболе или хоккее, но это не умаляет достоинства «Динамо-Ак Барс». Хотя в этом сезоне клуб сенсационно уступил в ¼ финала Суперлиги челябинскому «Динамо-Метар». Болельщиков же на трибунах еще меньше, чем на «Зените».
Вице-президент Университета «Синергия» Владимир Леднев отметил, что в мире не так много прибыльных профессиональных клубов даже среди очень известных команд.
«Часто представители медиа только говорят и пишут о размерах коммерческих доходов, порой забывая и большие расходы профессиональных клубов. Поэтому важно в спорте стремится к самоокупаемости и „жить по средствам“», — сказал Леднев.
Он также добавил, что профессиональным клубам необходимо учиться зарабатывать самостоятельно. Оптимальная же, по мнению Леднева, модель финансирования — это коммерческие доходы и определенная финансовая поддержка от государства.
УНИКС: миллиардный бюджет и отсутствие владельцев
По данным Inkazan, УНИКС числится как местная общественная организация, поэтому владельцев у юрлица клуба нет. В базе данных Seldon.Basis указано, что до 2020 года в числе учредителей числились 15 человек, в том числе бывший глава нацбанка по Татарстану и действующий президент клуба Евгений Богачев.
Также среди совладельцев УНИКСа, по данным «СПАРК-Интерфакс», раньше были экс-совладелец казанского ГУМа Георгий Агаджанов, председатель правления организации «Совет ветеранов» Венер Салимов, экс-начальник департамента строительства и ЖКХ минстроя Татарстана Ленар Валеев.
Удивительно другое: в 2010 году УНИКС стал владельцем «Татагропромбанка» с долей в 99,84%. Позже доля баскетбольного клуба перешла другим компаниям, в том числе «Новой нефтехимии» экс-главы «Татфондбанка» Роберта Мусина. Сам «Татагропромбанк» банкротится, а его бывшее руководство судят.
Согласно финансовой отчетности УНИКСа, в 2021 году выручка клуба составила 36,15 млн рублей при чистой прибыли в 8,13 млн. При этом в сезоне 2021/22 бюджет клуба достиг 1,25 млрд рублей. А недавно стало известно, что у руководства команды появились проблемы с выплатой зарплаты иностранцам в валюте. Несмотря на все проблемы, УНИКС все-таки завоевал долгожданное чемпионство — первое в истории клуба.
«Казаночка»: мал да удал
Сейчас у женского баскетбольного клуба де-юре нет владельца. Раньше команда принадлежала Федерации баскетбола Татарстана, президентом которой недавно стал сын Богачева Богдан. С 2019 года юрлицо «Казаночки» остается без бенефициаров. Команда зарегистрирована как АНО.
В 2016 году среди учредителей клуба были минспорта Татарстана и МУП «Метроэлектротранс». Президентом «Казаночки» тогда был бывший член совета директоров «Элекона», «Казанского вертолетного завода», «Казаньоргсинтеза», «Связьинвестнефтехима» и «Татэнерго» Лутфулла Шафигуллин.
Несмотря на то, что в элите российского баскетбола «Казаночка» выступала всего три сезона, команда обрела свою малую, но преданную фан-базу. На игры команды регулярно ходят несколько десятков человек, в том числе футбольных фанатов. Делают они это «для фана», но от души.
Водное поло. «Синтез»: «игрушка» для своих
Нынешнее юрлицо ватерпольного «Синтеза» появилось меньше года назад — 27 июля 2022 года. За 5 месяцев прошлого года ООО «СК „Синтез“» успело получить выручку в размере 78,95 млн рублей при чистой прибыли в 19,93 млн. Неплохие деньги для водного поло.
Это при условии, что зарплаты в этом виде спорта заметно ниже, чем в футболе или хоккее. Президент «Синтеза» Ирек Зиннуров рассказывал, что средняя зарплата в клубе составляет около 2 тысяч евро по состоянию на лето 2020 года. По курсу валют к тому времени это примерно 160-165 тысяч рублей в месяц. Это одни из самых больших значений в российском водном поло.
Генеральным директором и номинальным владельцем «Синтеза» является бывший хоккеист «Ак Барса» Максим Осмоловский. Почему номинальным? Потому что примерно в таком же положении был и Рустем Сайманов в «Рубине». А до 2022 года владельцем клуба был его главный спонсор — «Казаньоргсинтез».
При этом неизвестно, было ли все эти годы у «Синтеза» другое юрлицо. Ни на сайте клуба, ни на портале Федерации водного поло России информации об этом нет. С уверенностью можно сказать, что это один из самых скрытных видов спорта в стране.
Бенди. «Ак Барс-Динамо»: ракета упала
Бенди или русский хоккей раньше был одним из самых популярных видов спорта в России. Матчи «Ракеты», а потом и «Динамо-Казань» посещало немалое количество зрителей. Но в последние годы от былого величия мало что осталось.
С 2019 года владельцами юрлица клуба являются начальник команды Андрей Макуненков, директор Валерий Носов, тренер Сергей Харитонов и Физкультурно-спортивное общество «Динамо РТ». У всех по 25% доли в уставном капитале. Макуненков и Харитонов многие годы выступали за «Ракету» и «Динамо-Казань».
С финансами у клуба, который в 2020 году переименовали в «Ак Барс-Динамо», туговато. В 2022 году команда получила выручку в размере 92 млн рублей при чистом убытке в 18,75 млн. В 2021 году, к примеру, выручка составляла 119 млн, а прибыль — 3,9 млн.
Хоккей на траве. «Ак Барс-Динамо»: миллионы на забвение
Один из самых титулованных клубов Татарстана и самый титулованный клуб России по хоккею на траве не сыскал особой славы у жителей республики. Про победы клуба вспоминают только в спортивном обществе «Динамо РТ», хотя у команды уже 20 чемпионских титулов — и это за 21 сезон.
Владельцев у клуба на данный момент нет, но команда всю жизнь была республиканской. Среди учредителей раньше числились АО ХК «Татнефтепродукт», общество «Динамо РТ», Федерация хоккея на траве Татарстана и комитет по физической культуре, спорту и туризму Казани.
«Ак Барс-Динамо» не показывает ни выручки, ни прибыли. При этом по итогам 2022 года краткосрочные обязательства клуба выросли на 3 310% — до 104,4 миллиона рублей.
Регби. «Стрела»: убытки ради потехи
Еще одна автономная некоммерческая организация — регбийная «Стрела». Если в случаях с клубами из «Динамо» главным интересантом является руководитель аппарата главы Татарстана Асгат Сафаров, то у регбийной команды президентом является премьер-министр правительства республики Алексей Песошин, мастер спорта по регби.
Учредителями клуба при создании юрлица были Рамиль Валиуллин и Альфред Хисамов, но через несколько дней они вышли из числа владельцев. Валиуллин является директором клуба, а Хисамов — его заместителем.
В 2022 году выручки у «Стрелы» не было, а чистый убыток достиг 4,75 млн рублей. В 2021 году, к примеру, клуб смог заработать 378 тысяч рублей при убытке в 2,8 млн. При этом в качестве пожертвований команда в прошлом году получила 207,17 млн рублей, 2021 году — 81,2 млн.
***
Клубы не из «большой казанской четверки» живут во многом благодаря тому, что кто-то из вышестоящих людей любит данный вид спорта. Да, они могут быть хоть 100 раз чемпионами, но вспоминают их в редких случаях и зачастую лишь в качестве аргумента в пользу того, что Татарстан является спортивной столицей России.
Такие команды нужны: дети могут заниматься этими видами спорта для физического развития, а потом, глядишь, и закрепиться там. Хотя в них не заработать те миллионы, что в футболе или хоккее.
«В России профессиональные клубы, даже большие и успешные, пока не очень умеют зарабатывать и покрывать свой бюджет за счет коммерческих доходов. Поэтому очень часто немаленькая часть бюджета — это бюджетные средства и дотации. А среди спонсоров много госкорпораций и крупных предприятий, которые помогают своим командам, так как их „просто попросили помочь“», — сказал профессор Владимир Леднев.
Он считает, что для понимания того, нужен ли тот или иной клуб, нужно ответить на несколько вопросов: есть ли в республике традиции для развития вида спорта и спортивные достижения, есть ли инфраструктура, насколько данный вид спорта популярен среди болельщиков и сколько им занимается детей.
«Для успешного развития вида спорта необходимо построить условную „пирамиду“: профессиональный, детско-юношеский и массовый спорт. Если есть детско-юношеские спортивные школы, но нет профессиональной команды, то эта „вертикаль и пирамида“ очень часто не работают. Более того, важно, чтобы дети куда-то стремились по своим спортивным результатам. Поэтому важно финансировать как профессиональный, так и детско-юношеский спорт», — добавил Леднев.
Ранее мы изучили, кто владеет футбольными и хоккейными командами Татарстана и сколько они зарабатывают.