Споры вокруг строительства крематория в Казани шли почти два десятилетия. Маятник качался в разные стороны. Одни говорили, что сжигание тел не поддерживается религией, а дым от трубы крематория может оказаться вредным. Другие апеллировали к тому, что в городе заканчиваются места для захоронения, а для кремации тел нужно везти их в Нижний Новгород или Екатеринбург.
В 2022 году глава Агентства инвестиционного развития (АИР) Татарстана Талия Минуллина рассказала об инвесторе, готовом вложить в проект 180 млн рублей. Им оказалась созданная в Санкт-Петербурге компания «Ритуал.ру». Участок под строительство объекта уже выделен — он располагается в границах нового погребального комплекса «Курган» на восточной границе города. Там планируют кремировать по семь тысяч тел в год.
«Проект точно прибыльный», — заявляли в АИР. Впрочем, еще не построенный. Тем временем в Казани уже есть крематорий, о котором, впрочем, мало кто знает. Он располагается у четвертого входа на Самосыровское кладбище на восточной границе города. Внешне непримечательное здание, обшитое сайдингом бежевого и коричневого цвета, можно найти по закопченным верхушкам двух труб.
В крематории на Самосыровском кладбище сжигают тела домашних животных. Есть два варианта кремации — индивидуальная и общая. В первом случае животное помещают в заранее подготовленную, очищенную от предыдущих отходов печь, а после прах питомца возвращается хозяину. Во втором случае кремация останков происходит параллельно с утилизацией других опасных биоотходов без возврата праха.
Корреспондент Inkazan побывал у крематория в будний день. На территории не было ни души, лишь спустя время подъехала машина. На вопрос о возможности кремации кота водитель ответил, что индивидуальная кремация кота весом до 5 килограмм обойдется в 2,5 тысячи рублей. За общую придется заплатить 1,5 тысячи. Оказалось, что в летний период крематорий работает только по заявкам.
Ветклиники Казани сами не занимаются кремацией домашних животных, являясь посредниками. Можно привезти животное к ним, оттуда его заберут специалисты. За посредничество есть наценка: индивидуальная кремация кота обойдется уже в 3,5 тысячи рублей, а общая — в 1,5 тысячи.
Кремирование собаки обойдется дороже. В ветклинике на улице Ибрагимова за общую кремацию собаки весом до 10 кг просят 2,8 тысячи рублей, плюс 220 рублей за каждый килограмм. Есть индивидуальное кремирование, но дороже. То есть услуги по сжиганию тела крупной собаки будут стоить около 7 тысяч.
«Лучше подумать, потому что цена не дешевая, но это на ваше усмотрение», — ответили в круглосуточный ветклинике на вопрос о возможности кремации лабрадора. Многие казанцы склоняются к обычным похоронам своих питомцев, несмотря на то, что законодательно это запрещено, а официальные кладбища для животных отсутствуют.
Однако есть несколько неофициальных кладбищ. Крупнейшие из них расположены в лесопарковой зоне городского поселка Дербышки и возле железнодорожных путей на улице Воровского. Как и на людских кладбищах, здесь есть памятники, надгробия и оградки.
В апреле этого года один из сотрудников Самосыровского кладбища рассказал корреспонденту Inkazan, что в мини-крематории компании «ЭкоРесурс» сжигают в том числе человеческие останки, которые относятся к отходам класса Б. А также медицинские тампоны, пропавшее мясо и рыбу.
В минздраве Татарстана в ответ на запрос Inkazan сообщили, что, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, человеческие останки, образовавшиеся в результате хирургических операций, подлежат кремации или захоронению на кладбищах.
«Медицинские организации заключают договора через конкурсные процедуры с организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности», — сообщили в министерстве. В Татарстане с этим есть проблема: об этом в конце февраля 2023 года говорил глава региона Рустам Минниханов.
Громче всего проблема обозначилась в 2016 году. Тогда у кладбища поселка Озерный Высокогорского района нашли семь ампутированных ног, часть из которых была упакована в пакеты с надписью «Эпидемиологически опасные отходы класса Б» без каких-либо дополнительных пометок.
Найти, «откуда ноги растут», так и не удалось. Предполагалось, что так утилизировать останки могла какая-либо фирма, заключившая контракт с медучреждением. Тогда теперь уже экс-министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин поручил ужесточить контроль за биологическими отходами.
Минздрав планировал создать централизованную систему утилизации человеческих останков. Вафин ушел со своей должности в результате громкого скандала, и больше этот вопрос не поднимался. Пока в 2022 году им не озаботилось регуправление Роспотребнадзора.
Его глава Марина Патяшина раскритиковала челнинскую компанию «Экополис», которая неизвестно куда дела 100 тысяч килограммов потенциально опасных медицинских отходов: мощности организации просто не были рассчитаны на такой объем работы.
В 2023 году УК «Роснано» предложило построить в Татарстане завод по утилизации таких отходов и запустить систему по их отслеживанию. Тогда отмечалось, что движение таких отходов находится в «серой» зоне. Нужно было лишь подобрать участок в 1 га и инвестировать 300 млн рублей.
«Куда-то они сбрасывают эти отходы… Я на 100% уверен, что под видом специализированных компаний выбрасывают все это или сжигают. Нужно, чтобы учреждения реально утилизировали, а не платили шарашкиным конторам», — цитирует Минниханова «Информ Девон».
Впрочем, на сайте «ЭкоРесурса» сказано, что на их объекте «используется европейское оборудование и современная, надежная и безопасная технология кремации».