Posted 1 июня 2023, 13:22
Published 1 июня 2023, 13:22
Modified 1 июня 2023, 13:24
Updated 1 июня 2023, 13:24
По территории Татарстана протекают две крупные реки — Волга и Кама. Общая протяженность внутренних водных путей в границах республики составляет 1 057 километров. Но «окучить» их удается с трудом: несмотря на регулярные заявления местных властей о возрождении речного сообщения, дело двигалось медленно — жители зачастую оказывались недовольны организацией навигации.
В Татарстане есть 10 социально значимых водных маршрутов. В 2022 году водный транспорт перевез 330 тысяч пассажиров — на 1,2% меньше, чем годом ранее. На фоне падения планы у речников амбициозные: к 2025 году регион хочет перевозить по 500 тысяч пассажиров в год. В 2023-м в навигации задействуют 13 теплоходов — 10 водоизмещающих и 3 скоростных судна, 11 дебаркадеров.
Как неоднократно заявляли республиканские власти, главным сдерживающим фактором водных пассажирских перевозок остается дефицит современных судов и большое количество устаревшей техники. Средний возраст эксплуатируемых на реках татарстана судов — 50 лет. При этом средний возраст судов «ОМ-350», «ОМ-173», «МО-123» и «М-8» является критическим — 60 лет. Из-за этого флот не удовлетворяет потребностям пассажиров.
В Казани спустили на воду два новых судна: «Метеор-2020» и пассажирский «А217-1». Оба они сделана на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс», в которую входит завод, Ренат Мистахов сообщал Inkazan, что стоимость одного такого судна составляет 550 млн рублей. Объемы выпуска «Метеоров» планировали увеличить.
«Это первые новые корабли, которые мы запустим. Самое главное, они произведены в нашей республике, в городе Зеленодольске. Это современные корабли с совершенно новыми характеристиками», — заявил глава Татарстана Рустам Минниханов.
По его словам, качество жизни определяется транспортной доступностью. Республика добилась определенных результатов в наземных пассажирских перевозках, но в водном транспорте регион работал на наследии СССР. В ближайшее время Татарстан намерен полностью обновить подвижной состав, сообщил Минниханов. В планах местных властей фигурировало строительство 25 метеоров для осуществления межрегиональных перевозок.
Александр Филиппов, гендиректор АО «Зеленодольский судостроительный завод им. Горького» рассказал, что особенность нового судна в том, что оно более комфортное.
«Здесь единый салон, если раньше в „Метеорах“ в носовом салоне ездили пассажиры побогаче, а на корме — эконом класс, то здесь все устроено для 124 пассажиров. А „А-217“ — это рабочая лошадка, тот проект который нужен Татарстану для прибрежных пристаней, куда у нас любят ездить дачники с велосипедами, баулами и колясками», — пояснил он.
Гендиректор AVT Travel Азамат Сабиров заявлял, что использовать «Метеоры» в поездках на дальние расстояния будет сложно из-за низкой средней скорости в 70 км/ч. Нынешние модели пока что планируют обкатывать максимум до Болгара. Тем не менее, есть несколько модификаций судна. Одна из них, сделанная для Ханты-Мансийска, предназначена для работы на дальних расстояниях — до 700 километров. Переданные Казани «Метеоры» смогут перевозить пассажиров в соседние города — Чебоксары и Ульяновск.
Вопросы, как отмечал глава «Стен-тревел» Леонид Пресс, возникают к окупаемости судов из-за короткого навигационного сезона. Сейчас «речники» заявляют, что проблем с кадрами нет. Раньше эти проблемы были головной болью компании «Татфлот» — главного речного перевозчика Татарстана и одного из крупнейших перевозчиков России, контролировавшего более 85% пассажирского и грузопассажирского флота региона.
В конце мая 2023 года в Татарстане создали компанию «Флот Республики Татарстан» с уставным капиталом в 2 млрд рублей. Именно на нее регион возлагает обязанности «поднимать» водное сообщение в регионе. Гендиректор «Флота Республики Татарстан» Роман Лизалин, общаясь с журналистами, заявил, что впереди длинный путь, и работы предстоит много.
«Мы понимаем свою ответственность и постараемся сделать так, чтобы гости нашего региона чувствовали изменения, которые должны произойти на флоте. Мы неизбежно должны пользоваться нашими водными ресурсами. Да, это не быстро, но будем ускорять этот процесс», — заявил он.
По словам Лизина, это в этом году социальные перевозки продолжит дорабатывать «Татфлот», а со следующего имеющийся флот уйдет новой компании. Переданные «Метеоры» пока будут опробованы «Флотом Татарстана» на туристах. Регион не оставляет мечты о развитии круизных перевозок, но пока в Казани нет своих теплоходов.
Усилия сосредоточены на «Метеорах». На зеленодольском заводе делают еще два судна для Татарстана, такое же количество судов достраивают для Ханты-Мансийска. В феврале сообщалось, что Татарстан хочет выйти на СССРовские темпы строительства метеоров. Тогда в год выпускалось по 10 «кораблей».
Замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов заявил, что сейчас Татарстан — пионер в развитии причальной инфраструктуры. Появились новые стоянки в Свияжске, Болгаре, Тетюшах, Елабуге. По его словам, в России на строительство нового флота выделили 85 млрд рублей, сумму планируют увеличивать дополнительными траншами.
В этом плане Татарстан конкурирует со своим извечным соперником — Нижним Новгородом. Столица Поволжье еще шесть лет назад спустила на воду «Валдай», который называют младшим братом «Метеора». Эти небольшие суда на подводных крыльях сейчас курсируют между Казанью и Чебоксарами. Нижегородскую область они связывают с соседними регионами, планировался запуск маршрута до столицы Татарстана.
Не исключено, что такое положение сложилось во многом благодаря бывшему главному татарстанскому перевозчику «Татфлоту», который долгое время находился под угрозой банкротства. Не обходили его и скандалы. В июне 2022-го на Волге, когда 56-летний капитан, находясь «под шафе» посадил на мель «Восход-51». В 2020 году пассажирскими теплоходами организации дважды управляли люди без прав, а Росприроднадзор судился с компанией за загрязнение реки.
Хочется верить, что преемник «Татфлота» не пойдет по его стопам.