Деревья, растущие в городе, вызывают только жалость. Весной 2023 года горожане ужаснулись нарушениям при их обрезке на улице Космонавтов. На «обкромсанные» кроны обратил внимание и мэр Казани Ильсур Метшин, потребовав от подрядчика объяснений.
«Кто-то вообще видел, что городские деревья обрезают? Нет! Их стригут! Даже не стригут — ампутируют большую часть фотосинтезирующей поверхности. Радикальная обрезка равносильна отрезанию головы вместо стрижки волос у человека», — возмущался древесный инспектор Института пространственного планирования Татарстана Александр Матюха.
По мнению эксперта, решать, что сажать, должен профессионал, учитывая мнения горожан и нормы проектирования. Пока город не блещет в вопросе подбора пород деревьев и кустарников.
«Казань теряет идентичность, потому что в массовой посадке присутствует ель обыкновенная. В лесостепной зоне ель обыкновенная не может занимать лидирующее положение. Есть же сосна! Сосна, которая прекрасно себя чувствует, создает и сохраняет идентичность Казани», — заявлял главный ландшафтный архитектор «Таврида.АРТ» из города Судак Игорь Сафиуллин.
Если потеря идентичности не сильно волнует многих горожан, то потери бюджета должны заставить задуматься. Пример тому — Кремлевская дамба, декоративные деревья на которой высаживали каждый год, но из-за экстремальных условий места, и плохого ухода попытки властей создать красивый декор превратили территорию в древесный погост. Или посадка у Дворца земледельцев, где деревья засыхают и покрываются целым комплексом вредителем — от щитовки до паутинного клеща.
Нерациональность происходящего подтверждает и казанский ученый, общественный деятель Сергей Мухачев.
«В городе высаживаются елки, которые потом погибают, потому что им не подходит почва. Под деревьями косится трава, поливы часто не производятся. В такую жару почва пересыхает, поэтому деревья от этого страдают. А частое сенокошение газона приводит к тому, что многолетние растения не успевают давать семена», — заявил он в разговоре с корреспондентом Inkazan.
По словам Мухачева, в республике есть подходящий посадочный материал. Проблема — это уход и полив. Также эксперт отметил, что город остается неоднородным. По окраинам есть зеленые насаждения, а в центре их мало.
«В строящихся районах вообще одни высотки, и никакой зелени нет. Самым „лысым“ остается Ново-Савиновский район, где единственным оазисом остается Гавриловская роща», — считает Мухачев.
Редакция Inkazan направляла запросы во все районные администрации, чтобы узнать процент озеленения каждого района, но так и не получила ответов. Либо этим никто не занимается, либо данные скрывают тщательнее, чем Святой Грааль. А это само по себе говорит о многом.
Основатель компании по интерьерному и ландшафтному озеленению Botanicals Полина Евсеева, в разговоре с корреспондентом Inkazan рассказала, что среди городов-миллионников Казань занимает лишь 12 место по уровню озеленения. Площадь зеленых насаждений составляет 11,7% от всего города, где: 7% — зеленые массивы, 4,7% — благоустроенные парки.
«К сожалению, по городу у меня нет статистики, но, насколько мне известно, озеленение в Ново-Савиновском районе составляет 9% вместо положенных 60%. Меня, как человека, который любит ходить пешком и которому приходится ходить пешком по вопросам экозащиты, очень интересует так называемые зеленые коридоры», — рассказал в разговоре с корреспондентом Inkazan экоактивист Тимур Ескараев.
Практика их создания развивается во всем мире. Ее суть в том, чтобы человек из любой точки города мог бы пройти его вдоль и поперек по аллеям, зеленым участкам, скверам и паркам.
«Сейчас в Казани идут работы по формированию природно рекреационного каркаса, который смог бы отвечать этим функциям, но, к сожалению, получается так, что у нас точечная застройка рвет даже уже существующие зеленые коридоры. Это нужно предотвращать», — считает Ескараев.
По его мнению, это помогло бы пересадить граждан с автомобилей и даже общественного транспорта на велосипеды или стимулировать пешие прогулки, о чем уже несколько лет подряд говорят городские власти.
По мнению старшего преподавателя кафедры природообустройства и водопользования Казанского федерального университета (КФУ) Галины Юпиной, в последнее время ситуация с озеленением Казани улучшилась, проделана большая работа, но зеленого фонда в городе не хватает.
Она напомнила, что в 2011 году город запустил программу «Зеленый рекорд». После чего в столице республике высадили большое количество деревьев. Сейчас в Казани 450 тысяч автомобилей, а деревьев, по подсчетам, втрое больше. Но этого недостаточно.
Известно, что в 2022 году в Казани высадили почти 32 тысячи деревьев и 67 тысяч кустарников как вдоль улично-дорожной сети, так в парках и скверах города. За последние 10 лет в столице Татарстана посадили более 560 тысяч деревьев и 290 тысяч кустарников.
В этом году столицу Татарстана ждет масштабное озеленение — на эту инициативу было выделено более 160 млн рублей. В благоустройство войдет создание клумб и цветников из сортовых растений, устройство газона, высадка кустарников и деревьев.
«Для благополучия городской среды необходимо сохранять крупные природные и озелененные территории, применять „зеленые“ технологии в строительстве и хозяйственной деятельности, предлагать новые подходы в средовом дизайне и архитектуре. Наличие даже небольшого парка с деревьями существенно снижает загрязненность воздуха в микрорайоне», — заявила Евсеева.
Во многом с экологом согласилась и Юлия Турайханова. По ее мнению, в городе приоритет всегда отдается однолетним растениям, тогда как посадка многолетних растений — это более экономически грамотный подход. Второй момент — покос травы.
«Я часто вижу картину, что посаженный газон вытаптывают, без автополива он нормально расти не может, а птицы поедают семена. Да, газон нужно оставлять в ключевых точках, но если мы говорим о зеленых насаждениях в городе, то лучше оставлять там расти то, что и так растет. Травы и растения Татарстана не менее красивые, чем те, что привезены из Голландии и других стран», — считает она.
Отдельно Турайханова остановилась на деревьях. Большое взрослое дерево — это огромные затраты, поэтому у уже выросшей зелени нужно относиться бережно.
«Понятно, что тополя на Булаке обрезают, чтобы получить компактную и пышную зелень. Но нужно понимать, что зелеными деревья стоят 4 месяца в год, а потом стоят голые ветви», — сказала она.
Спикер отметила, что если говорить про украшение города, то деревья должны радовать глаз независимо от времени года. В Казани летом это пушистые деревца, а осенью срезаются все желтые листья. По итогу зимой мы любуемся на жутковатые коряги.
«Если бы сохраняли больше веток, на них можно было бы вешать какие-нибудь гирлянды, как на Елисейских полях», — считает Турайханова.
Юпина отметила, что городу нужен ландшафтный архитектор. В Казани никогда не было такой должности. Сейчас она появилась в крупных городах, например, в Москве, где к озеленению подходят серьезно.
«В Казани все озеленяли и озеленяют стихийно. Это происходит и сейчас. Особенно это видно во дворах: когда привозят зеленые насаждения, никто не знает как их распределить и сажают просто так. Или на субботниках, где все делается „традиционно“, не продумывается нюансы», — говорит Юпина.
О необходимости «завести» ландшафтного архитектора говорили и на «Диалогах», с чем согласилась главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина.
«Была бы рада, нужен человек, который станет активно работать в этом направлении. В создании зеленого каркаса города много работы, работы над связной инфраструктурой, а не над отдельными кусочками», — сказала Тухватуллина «БИЗНЕС Online».
Сегодня ландшафтные проекты в Казани рассматривает управление архитектуры, также над этим работает Институт развития города — там создан отдел градоэкологического каркаса. Но судя по тому, что претензии к озеленению есть абсолютно у всех сторон, городу придется «раскошелиться» на еще одну должность.