Posted 24 июля 2023, 03:57

Published 24 июля 2023, 03:57

Modified 15 сентября 2023, 10:01

Updated 15 сентября 2023, 10:01

Черная Метка Зиганшина: кто потопил речной вокзал Казани

Черная Метка Зиганшина: кто потопил речной вокзал Казани

24 июля 2023, 03:57
Фото: inkazan.ru.
Стремление увидеть реку, которая течет издалека долго, приводит казанцев к речным воротам города, порту пяти морей или попросту в стеклянную заброшку, которая пылится почти 20 лет. О том, почему пустует здание городского порта — в материале Inkazan.

Полундра! Почему вокзал ушел на дно

Здание казанского речного вокзала построили в середине XX века по проекту архитектора Исмагила Гайнутдинова. Тогда это был крупнейший речной порт в Волжском бассейне. Комплекс состоял из вокзала, кассового помещения и павильона для пассажиров пригородных и межрегиональных рейсов. В главном здании располагались два зала ожидания, ресторан на 120 мест, комната матери и ребенка, почта, телеграф, комбинат бытового обслуживания и радиоузел.

Но с наступлением 90-х речпорт стал терять пассажиров, а в 1993 году он попался в сети ГУП «Татфлот» — объект приватизировали. С этого момента начинается «черная полоса» в судьбе Казанского речного порта.

В 2005 году, спустя полвека, его решили обновить — поводом стало тысячелетие Казани. Тогда правительство республики выделило на реконструкцию солидный кредит — более 30 млн рублей. Над проектом реставрации здания работало ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» — проектный и научно-исследовательский институт.

В те же годы решили увеличить объем вокзала за счет двух надстраиваемых этажей. Внешний вид должен был преобразиться за счет остекления общей площадью 1 800 квадратных метров. В здании обновленного вокзала предполагалось разместить гостиницу на 87 номеров, комфортные залы ожидания со всеми удобствами, кафе, бары, ресторан.

Закончить реконструкцию предполагалось в 2006 году. Однако к тысячелетию Казани удалось только завершить остекление, да и то не полностью. Затем все работы были прекращены, а само здание законсервировано. Причина, которую назвали собственники — «нехватка средств». Тогда инженеры проекта жаловались, что их работа оказалась бесполезной и даже не была оплачена.

В 2013 году про речной порт заговорили вновь. Главное здание хотели переоборудовать в отель, однако все так и осталось на стадии разговоров. Спустя 10 лет главный архитектор столицы Татарстана Ильсияр Тухватуллина заявила, что вокзал все же реконструируют. Кто это будет делать и в какие сроки, неизвестно.

В пресс-службе министерства транспорта Inkazan ответили, что этот вопрос находится в ведении исполкома Казани. Однако в городской администрации заявили, что здание речного вокзала не является муниципальной собственностью, и все вопросы стоит адресовать его владельцу.

Сейчас главное здание речпорта стоит в пыли и грязи, дверная ручка заросла паутиной, бетонную плитку победили сорняки, а по ее центру сквозь асфальт проросли настоящие клумбы.

Тысяча чертей: кто владеет зданием

Долгие годы владельцем речного вокзала Казани был «Татфлот». По данным «Контур.Фокус», компания на 25% принадлежит республике и на 75% Револю Исмагилову. Его считают человеком Равиля Зиганшина, владельца и гендиректора одиозного ПСО «Казань», которое строило космодром «Восточный», стадионы к ЧМ-2018 и гостиницы-долгострои под «Миллениумом».

За долгие годы работы СК «Татфлот» периодически испытывал нападки со стороны кредиторов, которые пытались обанкротить компанию. Причины были. О том, что состояние речного хозяйства оставляет желать лучшего, говорилось еще в госпрограмме о развитии транспортной системы Татарстана на 2014–2025 годы.

Тогда республиканские власти заявляли, что развитие водного потенциала сдерживается из-за отсутствия инфраструктуры, что «сооружения и материально-техническая база портов, грузовой флот физически изношены и морально устарели». Но результатов программа не дала, и теперь в минтрансе готовят новую госпрограмму — с горизонтом планирования до 2030 года.

Сейчас речной порт Казани не успел покритиковать только ленивый. В одном из своих последних интервью мэр Казани Ильсур Метшин назвал его «стыдом и срамом». О проблеме говорила и глава комитета по туризму Казани Дарья Санникова.

«Должна произойти революция, касающаяся здания, проходов, предоставления причальных стенок, сервиса. Онлайн-бронирование запустилось, но не работает. Получаем безмерное количество жалоб. Надо делать дорожную карту и начинать с речного порта», — заявляла она.

Перемены пришли весной 2023 года. В субъекте создали компанию «Флот Республики Татарстан» со 100% участием региона в уставном капитале. Будущее татарстанского флота отдали в руки Романа Лизалина — легендарного капитана, спасшего выживших пассажиров с затонувшего теплохода «Булгария».

Ему достались 50–60-летние теплоходы «Татфлота», обветшалый речной порт и дряхлые дебаркадеры. А вместе с этим и беспрецедентные 2 млрд рублей. На эти средства планируется поднимать татарстанский флот.

Раз пятнадцать он тонул…

Депутат Казгордумы Алексей Серов заявил, что объективно финансы не позволяли содержать такой большой речной вокзал. При всем потенциале речных перевозок, они имеют сезонность, и бизнес далеко не всегда окупается.

«Но если мы говорим о престиже, о речных воротах, то казанская инфраструктура сильно отстает. Но казанская история — не уникальна. В Москве, с ее большими финансами, реконструкция вокзала началась только несколько лет назад», — заявил он.

При этом народный избранник отметил, что проблемная компания «Татфлот» — это наследие Зиганшина, которое использовалось неэффективно. С приходом новых владельцев инфраструктура должна работать круглый год.

«Если это будет простаивать, то сколько угодно государственных или инвестиционных денег туда вложишь, толку не будет», — заявил он.

По мнению гендиректора турагентства AVT Travel Азамата Сабирова, причина заброшенности речного вокзала кроется в плохом собственнике.

«Посмотрите, кто был собственником речного вокзала, и вы поймете, почему он им не занимался. Он умеет что-то забрать или отжать, но нанять команду и правильно спроектировать — не умеет, примерно поэтому теперь будут сносить недостроенные строения под Миллениумом. Все зависит от собственника, речному вокзалу в этом плане не повезло», — заявил он.

По словам Сабирова, он общался на эту тему с главой комитета по туризму Татарстана Сергеем Ивановым, но тот ответил, что не может на это повлиять, так как у здания есть собственник. При этом, спикер считает, что у татарстанского речного туризма есть большой потенциал.

«У нас речная и береговая линия такая огромная, что Татарстан может даже создать конкуренцию Сочи», — считает он.

При этом глава Ассоциации туристических агентств Татарстана Рамиль Мифтахов считает, что здание речного вокзала в принципе не важно для туристов.

«Для туристического рынка он что есть, что нет — это вообще не актуально. Это не объект туристического характера, а просто объект по продаже билетов, такой же, как ж\д вокзал. С точки зрения туристической инфраструктуры все равно, есть он там или нет его», — заявил он.

Мифтахов считает, что пассажиры теплоходов этим зданием пользоваться не будут. Сейчас они обходят причальную стенку и идут к автобусам на экскурсии. Продажа билетов происходит в соседнем маленьком здании, которого, по его словам, достаточно для Казани, так как по сравнению с другими городами объемы речных перевозок в столице Татарстана мизерные.

Но на проблемы здания нынешних касс неоднократно жаловались как другие туроператоры, так и горожане. Хотя цивилизация потихоньку пыталась проникнуть в эти стены.

С этого года билеты на речной транспорт можно купить онлайн, но сделать это возможно лишь за 3 дня до поездки и далеко не с первой попытки. Еще одной новинкой 2023 года для речпорта стало то, что расплатиться за билет можно картой, раньше транспортники принимали только наличные деньги. Да и внешний вид помещения вызывает вопросы.

Вероятно, гостям и жителям Казани придется ждать еще ни одно десятилетие, пока благоустройство дойдет до этой окраины города.

Подпишитесь