Posted 31 июля 2023, 04:00
Published 31 июля 2023, 04:00
Modified 31 июля 2023, 07:08
Updated 31 июля 2023, 07:08
Вечером, 14 июня, в столице Татарстана загорелась крыша дома №8/2 по улице Чехова. Огонь распространился на площади в 1,1 тысячи квадратных метров. Через несколько дней — 27 июня — аналогичный инцидент произошел в Омске. Возгорание охватило кровлю жилой пятиэтажки №5 по улице Волгоградская общей площадью 1,4 тысячи квадратов.
Пожары в обоих случаях обошлись без пострадавших, и в обоих случаях предполагается, что огонь взял свое начало в квартирах на пятых этажах. Об этом, к слову, свидетельствуют черные от копоти верхние балконы и в казанской, и в омской многоэтажках.
Жители столицы Татарстана считают, что в квартире на верхнем этаже «что-то перемкнуло», из-за чего появился огонь, охвативший здание на Чехова. Омичи же в случае пожара в своем городе уверены, что в балкон на пятом этаже ударила молния, которая спровоцировала горение кровли.
Первые сообщения о пожаре в казанском жилом доме появились в соцсетях примерно в 19 часов вечера. Открытое горение ликвидировали через 2,5 часа. По данным пресс-службы местного МЧС, для тушения огня привлекли 11 газодымозащитных служб.
Очевидица пожара, жительница соседнего дома №4 по улице Груздева, заверила, что казанские спасатели после приезда к месту не сразу приступили к ликвидации огня. «Минут 30-40 не тушили», — заметила она.
«Горело очень сильно, как-то не очень нормально. Они стали поливать не сразу, почему — не знаю. Очень долго не тушили. У меня стена была горячая, окна тоже. Я очень переживала, что долго не тушили. Наш соседний дом сгорел бы напрочь», — сказала собеседница редакции.
Сообщение о пожаре в омской пятиэтажке, в свою очередь, поступило в дежурную службу ближе к часу дня. Спасатели не смогли полным составом подъехать на место происшествия оперативно: путь им перекрыли припаркованные автомобили и самовольно установленные жильцами ограждения.
Для тушения возгорания омичи задействовали 14 единиц спецтехники и 59 пожарных. Открытое горение ликвидировали, почти как и в Казани, за два часа.
В обоих городах спецслужбы моментально обесточили пострадавшие здания, отключили в них газ. Кроме того, и там, и там у домов разбили штабы — на месте дежурили медики и полицейские, ответственные вели перепись жильцов.
После первых сообщений о пожаре в казанском дворе к месту подоспели руководитель местного исполкома Рустем Гафаров и глава Вахитовского и Приволжского районов города Альберт Салихов. Стоит заметить, что мэр Ильсур Метшин осмотрел территорию лишь на следующие сутки.
В Омске же на месте происшествия в тот же день заметили врио губернатора Виталия Хоценко и градоначальника Сергея Шелеста. Как только они раздали указания, на территории остались дежурить региональные чиновники.
По мнению политолога Дмитрия Журавлева, приезд властей на место ЧП необходим лишь по двум причинам: с целью обеспечения эффективной работы спецслужб и предоставления помощи пострадавшим. В случае с пожарами в пятиэтажках речь идет о жилье и деньгах.
Эксперт уверен, что Омск и Казань в плане так называемой «реакции властей» сравнивать некорректно — у регионов абсолютно разное экономическое положение. А от этого многое зависит.
«По объему экономики Татарстан занимает второе место в стране — почти наравне с Московской областью. Вполне возможно, что глава республики не приехал не потому, что он нехороший человек, а просто потому, что ресурсов на уровне главы района достаточно и для обеспечения безопасности граждан, и для обеспечения работы служб», — объяснил собеседник Inkazan.
Журавлев уверен, что личное присутствие первого лица Омской области на месте происшествия могло лишь заставить спецслужбы «бегать быстрее».
«Ну, не нужно нашему московскому мэру, например, ездить на пожар — это гигантская система управления, которая сама легко любой пожар потушит, потому что там куча людей. Если кого-то куда-то надо переселить, то это можно сделать и без поддержки мэра», — добавил политолог.
В казанском доме, где произошел пожар, проживают 142 человека в 66 квартирах. Все те, кто в момент происшествия находился в здании, эвакуировались самостоятельно. Исключениями стали маломобильные мужчина и женщина — их вынесли спасатели.
В организованных палатках местный Департамент питания предоставил жителям горячие обеды. В это же время сервис «Самокат» обеспечил едой сотрудников спецслужб. Омичи, в свою очередь, грелись в автобусах, попивая горячий чай со сладостями.
Буквально через час после возгорания казанские власти приняли решение разместить нуждающихся в жилье казанцев в гостинице «Кварт», организовав до нее автобусы.
Немногие обрадовались такому решению. Во-первых, «нудный мотель», как его назвали жители, имеет всего две звезды. Во-вторых, он находится в другом районе города — в 10 километрах от горевшего дома.
«Места временного размещения в любом месте не делают, на все есть свои нормы», — ответили на недовольства в мэрии столицы республики.
Впрочем, стоит заметить, что жителям Омска предоставили более суровые условия — спортзал местной школы №47. Зато в 250 метрах от пострадавшего дома. Возможностью воспользовались далеко не все из порядка 70 эвакуированных — большинство, как и в Казани, отправились к родственникам.
По словам руководителя татарстанского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Михаила Застелы, в каждом городе имеется определенный список действий на случае ЧП и перечень мест, где при необходимости могут расположиться жители.
Однако точная локация временного размещения чаще всего определяется по факту происшествия. Собеседник в очередной раз подчеркнул сильную экономику города, сравнивая предоставленную казанцам хоть и двухзвездочную, но гостиницу со стенами школы, которые достались омичам.
«Прежде всего, мы должны понимать, что у нас республика благополучная — она является донором. Поэтому Татарстану значительно проще разделить ответственность с кем-то», — объяснил он, предполагая взаимосвязь властей и местных бизнесменов.
А что насчет ущерба? В Казани с этим все сложно — по крайней мере, так говорят владельцы пострадавших жилищ.
Серьезнее всего происшествие сказалось на 31 квартире пятых и четвертых этажах здания. Их буквально залило водой, которой пожарные тушили огонь. Несмотря на то, что у остальных жильцов ремонт остался целым, коммуникации испортились во всем доме.
«Мы на третьем этаже, я не скажу, что квартира пострадала. Но поскольку коммуникации общие, то грязи мы поимели и нервов потрепали очень хорошо. Пришлось чистить канализационные люки: они все были забиты оплавленным пластиком. Вентиляцию проверяли, грязи много», — сообщила жительница дома на Чехова.
В Омске огонь больше всего коснулся двух жилищ, еще в 47-ми зафиксировали повреждения имущества.
Стоит заметить, что ни в Казани, ни в Омске власти не озвучили полную сумму ущерба. При этом в сибирском регионе началась выдача материальной поддержки — даже двух видов. По линии местного минтруда 32-м омичам уже выплатили по 500 тысяч рублей, еще 13-ти жильцам администрация города направила по 25 тысяч.
В столице Татарстана, в свою очередь, о выплатах пока ни слова. Хотя, по словам эксперта из сферы недвижимости, ее должны получить все собственники дома, которые не были причастны к возникновению огня.
«Ни о каком ущербе не идет речь только потому, что нет акта о пожаре и его причинах. Должно быть заключение — этого заключения нет. Например, наша квартира застрахована, нам в банке объяснили, что пока не будет акта, что случился пожар, они ничем помочь не могут. А так сейчас никому ничего не выплачивают. Я не знаю, кто должен этим заниматься», — заявляла несколько недель назад в разговоре с редакцией местная жительница.
Владельцам квартир омской пятиэтажки уже выдали справки о пожаре. В настоящее время якобы готовится акт, свидетельствующий о причине происшествия.
Руководитель агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасия Гизатова в разговоре с редакцией заявила, что оформлением документов в случае пожара должны заниматься представители управляющей компании дома, полиции и МЧС.
Пострадавшую в казанской многоэтажке крышу власти пообещали восстановить за три недели — до 7 июля. При ежедневном труде 17 рабочих задачу удалось выполнить в указанный срок.
Глава Вахитовского и Приволжского районов Казани Альберт Салихов сообщил, что ремонт организовали и внутри здания. По его словам, специалисты занимаются монтажом вентиляции, дымоходов, гидроизоляцией стен и огнеупорной обработкой конструкций чердака.
Решили не экономить и на косметическом ремонте подъездов, подключении жильцов к интернету, установке антенн. Трудности возникли с газом — его не включают из-за строительных работ. Подачу обещали обеспечить до конца июля после проверки стояков.
Мэрия Казани не сообщила, кто являлся подрядчиком работ и в какую копейку они обошлись городу. В Омске финансовый вопрос тоже не обсуждали, однако ответственного за ремонт указали — им стала строительная компания «Новый быт».
Если причиной пожара в казанской многоэтажке, как и предполагается, стала проводка, рассуждает Застела, то затраты на ремонт покрывал город.
«Я считаю, это правильно, потому что это действительно чрезвычайная ситуация. Денег у жителей на работы такого масштаба точно нет. А ведь людям где-то жить надо», — сказал эксперт.
А вот если виновником происшествия стал бы «какой-нибудь алкоголик с непотушенной сигаретой», то счет за работы делился бы напополам, заявил Застела.
В омском доме обновление крыши проходит не так оперативно, как в казанском. Работы обещают закончить до конца августа. Объяснить это снова можно лишь экономической состоятельностью региона: Татарстан все же побогаче, отмечал ранее политолог Журавлев.
Жительница горевшей в Казани постройки отметила скорость и качество работ, подчеркнув, что управляющая компания дома сработала «очень слаженно и ответственно».
«Отлично, без всяких сомнений. Можно поставить пятерку всем трудягам, которые закрыли крышу досрочно. Отлично работали. Все люди, которые к нам приходили, те же сантехники, всем пятерка», — рассказала она редакции.
Ответственность властей и скорость работы спецслужб истинно проявляются именно в таких чрезвычайных ситуациях. Оба региона сработали слаженно в рамках своих экономических сил. Возможно, сложности при ликвидации пожара и его последствий не возникло по причине отсутствия пострадавших. А это, к слову, самое главное.