В Казани за короткий промежуток времени задержали несколько человек, пытавшихся поджечь военкоматы. По России уже около двух десятков подобных случаев. Только в начале августа в стране за сутки нападению подверглись 11 военкоматов — в Можайске, Россоши, Омске, Подольске, Санкт-Петербурге, Калуге, Копейске и Верхнеуральске.
Это далеко не первая такая «вспышка»: в мае на железнодорожном перегоне под Казанью неизвестные подожгли релейные шкафы. На движение пассажирских поездов это не повлияло, но было задержано четыре грузовых состава.
18 июля управление ФСБ по Татарстану предотвратило еще одно преступление — местный житель собирался поджечь военную технику в Казанском танковом училище за 25 тысяч рублей. Дома у злоумышленника обнаружили 10 систем сброса для дрона, и компоненты для изготовления самодельного взрывного устройства.
Немногим позднее в Самаре подожгли Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, ущерб составил 30 млн рублей. По подозрению в диверсии задержали местного жителя. Мужчина признал вину.
Но последние случаи поджогов часто имеют одну общую особенность — среди арестованных много женщин среднего и пенсионного возраста с кредитами или пропавшими сбережениями.
В Челябинской области 35-летняя женщина закинула в окно военкомата коктейль Молотова, по той же схеме действовали 51-летняя учительница из Феодосии, 55-летняя жительница Копейска и 62-летняя пенсионерка из Казани. Они утверждают, что получали звонки от мошенников, которые подстрекали их к совершению преступления угрозами или обещанием решить проблему.
Генерал-майор ФСБ Александр Михайлов считает, что такое количество поджогов вызвано политической ситуацией.
«Мы находимся во время специальной военной операции, поэтому многие вещи, которые происходят у нас на территории, являются следствием оборонной операции противника. К этим вещам надо относиться именно так», — сказал он.
По словам Михайлова, люди, которые отличаются своим «маргинальным поведением» и «живут по своим законам», есть в любой сложной политической ситуации. Но он отмечает: вопрос в том, как их находить и предотвращать их действия.
При возникновении предпосылок к этой тенденции, по мнению спикера, спецслужбы должны вырабатывать меры, направленные на то, чтобы исключить возможность вовлечения простых граждан в совершение террористических действий.
Но почему люди ведутся на уговоры: они слишком доверчивые или подстрекатели — слишком хорошие психологи? По мнению Михайлова, на это влияет состояние психической неуравновешенности россиян.
«У нас в стране большое количество людей находятся в таком возбуждении — проблемы с ЖКХ, с ценами, со всем остальным. Поэтому они постоянно находятся в состоянии стресса. Естественно, этот аспект сказывается на том, что их могут использовать», — считает он.
По словам психолога и преподавателя кафедры киберспорта университета «Синергия» Лилии Шуваловой, в группе риска могут находиться пожилые люди и дети. Ориентация на прошлые нормы и ценности в первом случае и недооценка потенциальных рисков, отсутствие жизненного опыта во втором делают представителей этих возрастных групп более уязвимыми перед мошенниками.
При этом чаще всего мошенники ведут свою деятельность в составе группы лиц и обладают мощными инструментами психологического давления и насилия. Вовлекая собеседника в диалог, они начинают манипулировать и запугивать, что оказывает сильнейшее влияние, например, на неокрепшую детскую психику.
«Такие манипуляции подталкивают детей к противоправным действиям не из потребности легкой наживы, а из страха за свою жизнь и жизнь близких», — объясняет Шувалова.
Но есть и «фанатики» — люди, личность которых уже претерпела патологические изменения. Свои домыслы и антисоциальные действия они не расценивают как преступные, а видят в просьбах злоумышленников правильную и единственно возможную форму борьбы.
Психолог Ольга Наумова отмечает: если не брать в расчет осознанное желание совершить преступление, то виною всему внушаемость. Эксперт сравнивает ее с губкой или пустой коробкой, которая сформирована еще в детстве строгими авторитарными родителями и в которую закладывался смысл: «Слушай, что тебе люди говорят, наберешься ума!»
«Предполагалось, что в коробку положат ценные и нужные знания, которые приведут ребенка к жизненному успеху. Но на самом деле коробка, губка превращается в мусорную корзину, кашу в голове, и человек становится дезориентирован, ничего сам с этим сделать не может», — говорит Наумова.
По ее словам, такие люди часто трудятся на работах, которые им не нравятся, живут с ненужными им партнерами, по этой причине совершают преступления, которые никогда бы не совершили.
Кроме этого, имеет место другая деструктивная установка: люди с командным тоном подсознательно воспринимаются как родители, учителя в школе, которым нельзя перечить и психике «гораздо безопасней» следовать тому, что говорят.
«Жертва звонка проваливается в „детскую программу“ и себя не контролирует. К сожалению, в нашем обществе очень много таких людей, поэтому они часто оказываются на прицеле у злоумышленников», — отмечает психолог.
По словам Шуваловой, марионеткой в руках мошенника могут стать люди с психическим инфантилизмом — вера в безнаказанность и убеждение, что их никогда не поймают, не позволяют им мыслить разумно.
«При этом они вряд ли будут идеологами масштабных действий ввиду скудного ума и неумения анализировать, скорее, наоборот: они будут совершать мелкие деяния за минимальные суммы вознаграждения, чтобы удовлетворить здесь и сейчас свои потребности», — считает эксперт.
Михайлов говорит: кратко сказать, какие меры необходимо вырабатывать, — нельзя, каждому действию должно быть свое противодействие. Важным элементом в этой работе являются профилактические мероприятия — предупреждение граждан не только о возможности попасть в такую ситуацию, но и об уголовной ответственности. К тому же Генпрокуратура России объявила, что поджоги военкоматов могут быть расценены как террористический акт или диверсия.
«Каждый преступник думает, что он не попадется. Но нужно понимать, что каждое преступление обязательно будет раскрыто и человек попадет под большой срок», — предупреждает Михайлов.