Posted 11 августа 2023, 03:50
Published 11 августа 2023, 03:50
Modified 11 августа 2023, 06:15
Updated 11 августа 2023, 06:15
Электросамокаты признали средствами индивидуальной мобильности только в октябре 2022 года. Сейчас идут разговоры о признании их транспортом. Республиканские власти долго обсуждали введение ограничений для езды на самокатах. Так, например, в Казани появилось 60 «медленных» зон, где запрещено ездить быстрее 10-15 км/ч, в 9 районах города проезд запрещен. Но это не сильно изменило ситуацию.
С начала сезона число ДТП с участием самокатов в России выросло на 56%. В Татарстане рост составил 70%. В республике за 6 месяцев 2023 года произошло 17 аварий с электросамокатами. В них пострадали 18 человек, из которых 8 — дети.
«Тенденция роста аварийности связана с увеличением количества электросамокатов на дорогах республики, в основном прокатных устройств», — заявил начальник отдела управления ГИБДД МВД по Татарстану Андрей Куртмин, добавив, в республике количество электросамокатов увеличилось за год в 2 раза до 6,5 тысячи.
В качестве хорошего примера он назвал Набережные Челны, где самокатов нет, соответственно, нет и отрицательной статистики.
Уже полгода как передвижение электросамокатов и электровелосипедов по территории городов регулируется правилами, штрафами. Их оплачивают, но нарушать продолжают. В начале июля федеральный минтранс заявил о намерении внести штрафы для водителей электросамокатов непосредственно в Кодекс об административных правонарушениях.
Руководитель комиссии по проектному финансированию Общественного совета при министерстве Рифат Гарипов поддержал увеличение штрафов. По его словам, действующих в данный момент санкций недостаточно. Сейчас максимальный штраф для водителей средств индивидуальной мобильности (СИМ) нарушивших правила, — полторы тысячи рублей. В Совете Федерации также считают, что наказание нужно ужесточить.
«Суммы будут составлять от 800 рублей до 5 тысяч. За передвижение вдвоем — две тысячи. В случае, если будет создавать помехи для пешеходов, штраф будет составлять также две тысячи рублей», — заявлял сенатор, автор готовящегося законопроекта Артем Шейкин.
Сумма штрафа будет зависеть от показателя превышения скорости. При этом автоэксперты уверены, что это проблему не решит. Юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем в разговоре с корреспондентом Inkazan задался вопросом, как определять скорость и кто ее будет замерять.
«Для автомобилей есть сотрудники ГИБДД и камеры, а если самокат движется по пешеходной территории, как за ним уследит камера? К тому же не у всех самокатов есть номера. Как они определят, кто нарушил? Если фирмы еще можно заставить повесить номера, то как это сделать с теми, у кого самокаты в частном пользовании?», — задался он вопросом.
При этом эксперт отметил, что электросамокаты — это отдельный вид транспорта, но в Казани для него дорог нет, и вряд ли республиканские власти решат их специально построить.
«Увеличение суммы штрафа никого не остановит. Человек без номера наехал на пешехода. Даже если его увидит гаишник и скажет, что он что-то нарушил, тот легко сможет скрыться от него, учитывая, что машина ГАИ не имеет права его сбивать, а он занимает намного меньше места и более маневренный», — говорит Копвиллем.
Эксперты неоднократно поднимали вопрос необходимости ношения шлемов для самокатчиков. Многие сразу отмечали, что, судя по аналогии с велосипедными шлемами, добиться их использования будет сложно. Велошлемы непопулярны не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако в разговоре с корреспондентом Inkazan Сергей Лаврентьев, соучредитель и заместитель генерального директора кикшерингового ООО «Вуш», заявил, что в следующем году в городе все же появятся самокаты со шлемами. Сегодня эта практика применяется в Москве и Санкт-Петербурге.
По его словам, в целом по стране пользователи самокатов только этой компании совершили 50 млн поездок за год — в 2,5 раза больше, чем перевез «Аэрофлот».
«Когда мы говорим о ДТП, мы забываем об объемах, которые проехали пользователи без ДТП. Если посчитать, то получается где-то 150 ДТП на 50 млн поездок. Это 0,0003%.», — сказал он.
Также Лаврентьев привел «абсурдную» статистику, заявив, что каждые две недели в лифтах погибает один человек, но про это никто не пишет и не устраивает истерик.
«В Казани мы работаем с 2020 года. Наш флот исчисляется 2,5 тысячами единиц и пользователи совершают по 3 млн поездок. По нашим данным, в Казани 75% поездок совершаются по транспортному сценарию: от точки А в точку Б. То есть самокаты заменяют автомобили, чтобы добраться до места по делу», — сказал он.
По его мнению, электросамокаты — это тот случай, когда прогресс тянет за собой необходимость реакции со стороны государства через регулирование и управленческие решения.
Сами агрегаторы борются с нарушителями при помощи технологий. Одно из самых распространенных нарушений — «петушеринг» — катание на самокате вдвоем. Пока технология только тестируется. Новый алгоритм включает в себя много параметров. Речь идет не только о контроле веса, это массивы данных, анализируя которые система понимает, что на самокате находятся два пользователя.
Также агрегаторы планируются бороться с гражданами, которые арендуют самокат в состоянии алкогольного опьянения. Чаще всего именно в таких случаях происходят ДТП. С помощью новых программ транспорт будет анализировать, едет на нем трезвый человек — движется прямо — или пьяный — зигзагом по ровной дороге без препятствий.
По мнению автоэксперта, лучшим способом борьбы является присвоение транспорту номеров, чтобы понимать, кто является нарушителем. «Постепенно все новые самокаты нужно продавать с номерами, и уже потом что-то пытаться делать», — считает Копвиллем.
Но очевидно, что прогресс уже не остановить, и сколько бы глава Татарстана Рустам Минниханов не заявлял, что ничего хорошего в этом транспорте нет, самокаты прочно вкатываются в нашу жизнь. Возможно, стоит последовать фразе: «Если не можешь победить врага — возглавь его», и уроки езды на самокатах в школе — не такая уж и плохая идея.