Posted 22 августа 2023, 03:50
Published 22 августа 2023, 03:50
Modified 22 августа 2023, 03:50
Updated 22 августа 2023, 03:50
Казанские перевозчики предупредили: с 1 сентября пассажиры автобусов могут опаздывать на работу. Причина — регулярные поломки подвижного состава, из-за которого автобусы десятками сходят с маршрутов.
Называть это «угрозой», «шантажом» или «давлением на жалость» — решает каждый для себя. Перевозчики дают сухую статистику: только в июле в Казани зафиксировали более 600 сходов с маршрутов автобусов старше 10 лет.
Осень транспортники считают «бархатным сезоном». По оценкам перевозчиков, пассажиропоток в сентябре вырастет в среднем на 15-20%, вместе с ним и нагрузка на устаревшие автобусы.
«Прошу пассажиров закладывать больше времени при планировании своего графика поездок. Для чего это нужно? Чтобы быть точно уверенным что на учебу, на работу или по делам приедете без опозданий», — заявил председатель Ассоциации Автотранспортных предприятий (АТП) Татарстана Сергей Темляков.
Комментируя это заявление, в пресс-службе мэрии Казани рассказали Inkazan, что Казанская агломерация не вошла в список участников программы «Безопасные качественные дороги» на 2023 год — приобретение новых автобусов было отложено.
«Сегодня нужно заменить 263 автобуса — это треть автобусного парка города, они исчерпали свой ресурс. В течение следующих трех лет истекает срок эксплуатации еще 128 автобусов. Необходимы федеральные меры поддержки», — заявили в мэрии города.
Когда появятся эти меры, кто будет о них просить, неизвестно. Но проблем с общественным транспортом становится все больше. Одни жалобы на неработающие кондиционеры едва не привели к росту стоимости проезда на 30%.
Транспортники предложили решение проблемы — с ним они обратились к президенту России Владимиру Путину, потребовав создания федеральной программы для обновления общественного транспорта. И напомнили, что стоимость одного автобуса выросла с 11 до 16-17 млн рублей.
«Сегодня источник дохода перевозчиков — это деньги которые пассажиры платят за поездку в автобусе. На эти средства нужно закупать автобусы и платить кредиты, организовать ремонт подвижного состава. Главный вопрос — это индексация заработной платы сотрудников», — заявил Темляков.
Стоимость проезда в Казани растет ежегодно. Все происходит по одной схеме: транспортники заявляют о сложном финансовом положении и обращаются к властям, Госкомитет по тарифам согласовывает рост стоимости и для автобусов, и для электрического транспорта, за который отвечает МУП «Метроэлектротранс».
Проблемы перевозчиков стары как мир. Однако, по мнению представителя Федерации автовладельцев России Дмитрия Золотова, они создали их сами.
«Они не могут наладить работу, а теперь свои проблемы пытаются переложить на плечи государства, чиновников и президента. Это полный бред. Это говорит об их несостоятельности и бестолковости. Им можно сколько угодно денег давать, но они не смогут выстроить нормальную систему общественного транспорта. Это будет сплошная проблема», — заявил он.
Золотов задался риторическим вопросом, почему в Москве и даже в других регионах страны все работает? По его мнению, причина кроется в том, что в сфере общественного транспорта в Казани работает очень много мигрантов. Плюс до сих пор есть план, который начальство заставляет выполнять водителей. Эксперт считает, что в таком режиме не будет порядка.
«Да, общественный транспорт устарел, но кто им мешает новый покупать? Это бизнес, значит, деньги за работу они клали себе в карман. А теперь, что, Путин им кондиционеры будет ставить? „Извините, господин президент, мы не умеем работать, дайте нам денег?“. Не умеете зарабатывать — идите на кассы в „Бургер Кинг“ или KFC. Зачем вы сидите на руководящих должностях? Зачем вы обманываете город? Зачем вы шантажируете, что у нас будут проблемы? Это не предмет шантажа, это предмет уголовного разбирательства», — заявил Золотов.
Он пообещал, что, если в сентябре начнутся проблемы с работой общественного транспорта, Федерация автовладельцев России напишет и Путину, и в прокуратуру, «чтобы перевозчиков привлекли к уголовной или административной ответственности».
Депутат Казгордумы Алексей Серов в беседе с корреспондентом Inkazan заявил, что сейчас необходимо определить, кто должен закупать новые автобусы. По его словам, это может делать государство, которое после будет передавать транспорт в лизинг частным перевозчикам, которые работают по госконтрактам. При этом важно, чтобы они перешли на брутто-систему, когда компании получают деньги за выполнение определенного количества маршрутов, выпуск подвижного состава. О переходе на брутто-контракты просили и транспортники.
«Но для этого нужна выстроенная система контроля, в том числе общественного, чтобы они, входя в договорные отношения с контролирующими структурами, не просто получали деньги, но и выводили должное количество автобусов. Я лично склоняюсь к муниципальным предприятиям, но при должном контроле. Сами себе муниципальные предприятия, как мы видим на примере „Метроэлектротранса“, не являются панацеей — тоже много родовых болячек», — сказал депутат.
Золотов сравнил казанских перевозчиков с плохим водителем, у которого когда ломается автомобиль, он винит всех, кроме себя. По его словам, многие водители и кондукторы жалуются, что автобусы находятся в неисправном состоянии, а никакой технический осмотр перед рейсом не выполняется.
Таких жалоб действительно много: фотографии, как водители самостоятельно мастерят кондиционеры, пассажиры едут в автобусе с дырами в полу. «Вы ещё не были в гараже и не знаете, как при отсутствии необходимых запчастей на складе профи делают свою работу, чтобы выпустить автобус на линию!» — пишет Александр Богров.
Как профи выпускают такой транспорт на линию, так и осталось загадкой. Однако ситуация настолько плоха, что ветхость подвижного состава видна невооруженным глазом. Серов считает: причина может крыться в том, что перевозчики надеялись — инструмент получения дорогого подвижного состава будет бесконечным.
«Экономическая система в стране поменялась, и люди оказались у разбитого корыта. В прямом смысле эти разбитые корыта, с одной стороны, уже откатали свой ресурс, а с другой — в надежде на обновления должным образом не поддерживались. Я вижу, в первую очередь, недоработку эксплуататоров», — объяснил он.
По мнению Золотова, общественный транспорт должен перейти министерству транспорта, и тогда порядок будет как в Москве. В противном случае даже очередное повышение стоимости проезда не спасет ситуацию.
«Я не понимаю, почему Минниханов (Рустам, глава Татарстана — Inkazan) до сих пор не обратил на это внимание и твердой рукой не сказал, что если ситуация не исправится, он их просто уберет с рынка. Эти люди бестолковые», — заявил Золотов.
Однако Серов не считает передачу маршрутных сетей минтрансу хорошим решением. Депутат напоминает, что министерство «успешно завалило несколько проектов, в том числе поддержание маршрутных сетей в небольших населенных пунктах: у нас есть проблемы в Бугульме, даже в Набережных Челнах были».
«Минтранс — это не панацея. Это, я боюсь, будет дополнительной бюрократической надстройкой. Самому минтрансу нужно поработать: я согласен с урбанистами, которые писали, что у минтранса перекос в строительство дорог. С казанской проблемой они точно не справятся — просто „не вывезут“», — сказал он.
Пока Ассоциация Автотранспортных предприятий рисует будущее в темных красках, а городские и республиканские власти ждут помощи от федералов, казанцам остается только надеяться, что и без того не лучшая система общественного транспорта не даст сбой. А если добраться из точки А в точку Б действительно будет так сложно, как описывают перевозчики, горожанам придется терпеть. Федеральное финансирование получается не быстро, пример казанского «Водоканала» это показал.
Нельзя утверждать, что в сложившейся ситуации виноваты только перевозчики. Муниципальные власти с гордостью вспоминают проведенную почти 20 лет назад транспортную реформу, когда «Газели» и «ПАЗики» сменили «краснобусы». На одной гордости за прошлые достижения далеко не уедешь: транспортная система — это то, что нужно менять постоянно, подстраиваясь под вызовы растущего города. Казанская мэрия закрепить успех не смогла.