Posted 31 августа 2023, 04:00

Published 31 августа 2023, 04:00

Modified 31 августа 2023, 04:00

Updated 31 августа 2023, 04:00

Недоразвитая Казань? Как живет город, в котором закончился праздник

Недоразвитая Казань? Как живет город, в котором закончился праздник

31 августа 2023, 04:00
Фото: inkazan.ru.
Часть жителей Казани уверена: родной город остановился в своем развитии, несмотря на то, что расходы на благоустройство столицы Татарстана растут, а эксперты высоко оценивают изменения в городе. Почему возникло это ощущение увядания — в материале Inkazan.

«Отличное — враг хорошего»: чем недовольны казанцы

В августе 2023 года казанские урбанисты провели опрос, чтобы узнать, как местные жители оценивают развитие города. Опубликованный в Telegram-канале «Казан Урбанчы», он собрал 349 голосов, которые подтвердили не очень позитивную тенденцию.

Большинство респондентов, или 36%, уверены, что столица Татарстана остановилась в развитии. Еще 27% опрошенных считают, что в городе улучшаются лишь парки и скверы, для 26% ситуация в Казани с каждым годом становится только хуже. И лишь 11% проголосовавших считают, что город расцветает.

По мнению горожан, в Казани стагнацию терпит сфера общественного транспорта, пешеходной и велосипедной инфраструктуры, а также ЖКХ. Местные жители заявляют, что в пределах города нет доступных для среднего кошелька квартир. Со всем, пожалуй, можно согласиться, кроме велоинфраструктуры — ее развитие, обещанное властями, остается в состоянии зародыша.

Стоит признать, что ключевые моменты развития столицы республики приходились на период подготовки к крупными мероприятиями.

Перед празднованием тысячелетия Казани власти построили первые пять станций метро и мечеть Кул-Шариф, провели масштабную реставрацию Благовещенского собора, расселили сто тысяч казанцев из ветхого жилья и начали развивать местные спортивные клубы. Тогда еще мэр города Камиль Исхаков заявил, что на юбилей столицы Татарстана потратили 50 млрд рублей.

Кульминацией развития Казани за последние несколько десятков лет стала подготовка к Универсиаде 2013 года. За пять лет в городе появились десятки спортобъектов, современное здание аэропорта и железнодорожного вокзала «Казань-2», существующая транспортная и сервисная инфраструктура — лишь на это Татарстан тогда потратил более 200 млрд рублей.

Небольшое, но ценное наследие городу оставил и Чемпионат мира по футболу, прошедший в Казани в 2018 году. Парки, бульвары, памятные граффити на фасадах домов — все это обошлось городу в 4,4 млрд рублей. В 2020 году, в преддверии очередных выборов главы Татарстана, стартовала программа благоустройства придомовых территорий «Наш двор» — за несколько лет в нее намерены вложить более 50 млрд рублей.

Депутат Казанской городской думы Марсель Шарапов в разговоре с Inkazan заявил, что столица республики действительно оказалась на «пике» в годы проведения крупных международных мероприятий. Казанцы, привыкшие к тем масштабам работ, теперь просто не воспринимают нынешний уровень развития города.

«Отличное — враг хорошего. Теперь, когда строят, например, очередную школу или дворец спорта, это не так сильно заметно массой. Это имеет место быть. Так в любом городе любой страны: когда за год, образно говоря, вырастает 10-20 спортивных или культурных объектов, то работы поменьше уже не воспринимаются», — сказал он.

Счастье в деньгах: на что тратится Казань последние 10 лет?

В 2013 году расходы Казани составили 23,5 млрд рублей. Тогда на содержание детских и спортивных площадок, парков, скверов и других зеленых зон направили 2,8 млрд рублей, на строительство дорог — 2,5 млрд, а на капремонт домов — 982 млн. Расходы на сферу ЖКХ составили 3,9 млрд рублей.

В тот же год наибольшая часть денег ушла на бюджетников — 15,4 млрд рублей, и социальную отрасль — 10,8 млрд.

В 2018-м расходы города возросли до 26,3 млрд рублей. На социальную сферу тогда потратили 18,1 млрд рублей, а на категорию «городское хозяйство» — 5,3 млрд. Стоит заметить, что, минуя бюджет Казани, власти города взяли из кошелька республики 13,3 млрд рублей на строительство и ремонт парков, дорог и культурных объектов.

Тогда, к слову, реконструкция коснулась восьми значимых для столицы региона пространств, в том числе территории у «Чаши», набережной Кабана и Горкинско-Ометьевского лесопарка. На развитие спорта в год проведения Чемпионата по футболу выделили 470 млн рублей, на содержание спортобъектов — 448 млн. На культурные учреждения потратили чуть меньше — 325 млн.

В 2022 году — расходы Казани составили рекордные 38,9 млрд рублей. На социальную сферу потратили 28,7 млрд рублей, городское хозяйство — 5,9 млрд, общегосударственные вопросы — 4,9 млрд. На содержание молодежных центров и организацию отдыха детей выделили 708 млн рублей, на льготные проездные — 854 млн, а на горячее питание школьников — 200 млн.

В тратах городского бюджета появился критерий «субсидии на покупку жилья», составивший 22,8 млн от всей суммы расходов.

«Руководство Казани, Татарстана лет 50-60 назад заняло очень правильную позицию: пока не будет денег — не строить новые здания. И если наши урбанисты сравнят облик поволжских или сибирских городов, то это абсолютно не радующие глаз поселения. Я Россию прилично знаю, Казань в этом плане прекрасна», — заявил в разговоре с редакцией руководитель татарстанского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Михаил Застела.

При этом деньги на все масштабные преобразования в прошлом Татарстан получал от федерального центра. Необходимость трат обосновывалась значимостью событий: подчеркнуть многовековую историю города или не упасть в грязь лицом перед иностранными гостями. Эпоха круглых дат и событий международного уровня завершилась, как бы казанские власти не мечтали о том, чтобы принять целую Олимпиаду. Шум праздников отходит в прошлое, оставляя нас один на один с «бытовыми» проблемами, которые перечислили участвовавшие в опросе казанцы.

Застела не признает тезис о том, что Казань не развивается. По его мнению, взглянув только на Кировский район, можно понять, что все изменилось в лучшую сторону.

«Я убежден, что все делается правильно. Другое дело, что не хватает денег, но это общероссийская проблема. Нам помогает то, что и вице-премьер и глава минстроя Россия — выходцы из Татарстана», — заявил собеседник.

Вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин, вслед за которым в федеральное правительство попал ныне глава минстроя страны Ирек Файзуллин, курирует строительство трассы М-12. Важный проект для Татарстана, который на его столицу, однако, окажет остаточный эффект. Вполне возможно, что не в последнюю очередь благодаря «строительному лобби» Казань получает деньги на обновление транспорта или сетей. Но их оказывается критически недостаточно. Внезапно выяснилось, что об этом нужно было думать раньше.

«Глаз замыливается»: что хорошо, а что плохо

Темпы развития Казани замедлились и стали более точечными. На фоне этого горожане начали острее реагировать на «старые добрые» проблемы. Стоит только вспомнить ветхость Третьего Северного коллектора, на ум приходят вопросы нехватки мест в школах, устаревшее покрытие Третьей транспортной дамбы, «мусорный коллапс», в который ежесезонно погружается город и еще много всего.

«Эти проблемы были всегда. Сейчас все, конечно, обострилось», — заявил экс-депутат Казгордумы, бизнесмен Марат Бикмуллин.

По его мнению, самой тревожной сферой является ЖКХ. А парки и скверы, за которые упрекают чиновников местные жители, это образ города, который очень необходим, считает собеседник. Впрочем, ажиотаж вокруг благоустройства общественных пространств с эмиграцией «парковой феи» Натальи Фишман-Бекмамбетовой тоже поутих: ни громких презентаций, ни реализации масштабных задумок — создание того же парка «Манзара» постоянно откладывается.

Шарапов заверил, что развитие «третьей столицы» важно оценивать, опираясь на цифры. По его словам, очень показательным является рекорд по количеству туристов — почти 4 млн человек.

«Почему такое количество людей едут именно в наш город и нашу республику, а например, в Пермь и Саратов поменьше? Наш глаз где-то замыливается, а другие отчетливо все видят, особенно в сравнении со своими городами», — заключил собеседник.

Казанцы, впрочем, от попыток поддержать внешний лоск для гостей города начинают уставать. Пробегись по комментариям в социальных сетях — тот же общественный транспорт нередко называют позором столицы Татарстана. Жителям, почти два десятилетия неустанно принимавшим гостей, хочется простого и человеческого — комфортной жизни в своем городе. Без прорывов сетей, ломающихся автобусов и с доступной средой.

В этом случае соответствовать ожиданиям казанцев, превратив жизнь в сплошной праздник, у мэрии города едва ли получится: и время другое, и масштаб проблем пошире.

Подпишитесь