Posted 5 сентября, 08:44
Published 5 сентября, 08:44
Modified 6 сентября, 06:04
Updated 6 сентября, 06:04
Годами жители Казани борются за возможность находится на улице и дышать полной грудью без противогаза. Чаще всего на неприятные запахи, кому-то напоминающие аммиак, кому-то жженую резину, жалуются жители жилого массива «Салават Купере», который сам министр экологии и природных ресурсов Татарстана Александр Шадриков не так давно назвал «больной точкой».
Однако сообщения о едком химическом запахе поступают и из других поселков и районов. В июле «взять всё в свои руки» решили жители Приволжского района, на протяжении нескольких дней страдающие от ядовитого амбре. При этом в разговоре с редакцией, автор жалобы на запах поделилась: проблема вынуждает покинуть место проживания.
В 2022 году был организовали чат «За чистый воздух». Сегодня в нем проявляют активность около двух десятков человек: жалуются на запахи в северных районах города, делятся версиями о том, откуда ветер приносит зловония, а также обвиняют остальных в пассивности.
Основателями чата являются экоактивистка Гульнара Гилязова и казанский биолог-зоолог Антон Бортяков, называющий себя «красный лидер». По его словам, такой формат полезен тем, что в режиме реального времени позволяет отражать распространяющиеся по жилым районам запахи от ряда предприятий западного промышленного района.
«Я считаю это своим долгом, поскольку являюсь активным экозащитником — мы защитили Волгу в Займище, работали с природоохранными ведомствами, дошли до Путина. Сама я проживаю в районе Октябрьский, мы от этих запахов не страдаем. Видя, как мучаются люди, мы создали движение „За чистый воздух““, — рассказала Гилязова.
При этом для города уже не нова ситуация, когда экоактивисты благими делами зарабатывали себе очки в глазах электората. Вспомним, например, Веру Керпель, которая боролась против строительства мусоросжигательного завода, а позже выставила свою кандидатуру на выборы в Госсовет в 2019 году. Однако, по мнению Бортякова, проецировать этот пример на сегодняшний день нельзя, так как в этом случае в чате бы озвучивались предвыборные программы.
«Я сам, например, баллотируюсь в 13-м Зеленодольском муниципальном округе, однако в чате призывов голосовать за меня нет. Учитывая, что чат работает очень давно, и я с самого начала в нем состою, говорить о том, что работа идет для того, чтобы повысить политические очки, будет неправильно», — объяснил он.
Однако политолог Павел Салин считает: «вся жизнь — игра», и любая общественная персона так или иначе себе зарабатывает очки.
«Здесь вопрос в том, насколько власть способна решать проблемы, которые беспокоят граждан. Практика показывает: когда власть самоустраняется от решения каких-то проблем, возникает вакуум, в который приходят различные игроки и уже не только проблемы решают, но и определенные политические задачи», — объяснил эксперт.
По словам Салина, в политической ситуации конца 80-х годов экоактивисты и экологическая повестка играли существенную роль, так как государственные органы были не в силах исправить положение.
Тем временем Росприроднадзор и Роспотребнадзор уже сообщали, что основной причиной запахов является сероводород. При этом Бортяков отметил, что это вещество — лишь один из пахучих газов, которые выделяются несколькими предприятиями в ходе своей деятельности, резким запахом обладают, например, меркаптановые соединения.
«Все они обнаруживаются в области жилой зоны. Даже министерство экологии Татарстана вынуждено признать, что некоторые вещества превышают те ПДК, которые много-много раз пересматривали в сторону увеличения, чтобы скрыть негативное воздействие на человека», — сказал эксперт.
Исполнительный директор открытой экологической платформы «Российские Зелёные» Сергей Шахматов отмечает: Казань — развитый с точки зрения перерабатывающей промышленности город. Однако ситуация ставит под подозрение все предприятия, которые имеют в своем технологическом процессе различные газы.
Сейчас, по словам Бортякова, в западном промрайоне города располагается более десяти предприятий, в ходе работы которых выделяются газы. В конце мая по статье 238 УК РФ, касающейся выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, было возобновлено уголовное дело.
«Оно показывает, что заслуга в этих запахах практически у всего букета наших предприятий, где, как выяснилось, не соблюдаются элементарные нормы обращения с газовыми отходами. Выявлены и несанкционированные сбросы с хранилищ, отсутствие фильтров, через которые должны проходить газовые смеси и отходы строительного производства. Целый ряд предприятий подвергнут штрафам Росприроднадзора — федеральной структуры», — сказал биолог.
Однако малые предприятия, которые принадлежат республиканскому надзору до сих пор недостаточно обследованы на предмет соблюдения экологического законодательства. Многие пользуются тем, что постановление №366 Правительства РФ запрещает плановые проверки, отметил собеседник.
«Вот таким простым образом предприятия уменьшают свои издержки, зарабатывая на здоровье наших жителей. Кроме того, изменения газового состава атмосферы вызывают удушье не только у людей, но и у представителей фауны», — сказал биолог.
Помимо предприятий, потенциальным источником запаха является полигон ТКО «Химический», который принадлежит «УК „ПЖКХ“». Недавно его вместе с журналистами посетил Бортяков. Целью выезда биолога были обитающие там черные коршуны, которых насчитывается более 300 экземпляров.
«Это, конечно, интересный факт. Но то, что полигон является местом концентрации этих птиц, не удивляет, потому что захоронение отходов идет открытым способом, а коршун — хищник-падальщик, и свалка предоставляет ему наши кухонные отходы», — объяснил эксперт.
Полигон является одним из основных источников запаха, так как большой объем твердых коммунальных отходов (ТКО), которые образуются в домохозяйствах, не отсортировываются, например, для компостирования, как это делается во многих развитых странах. Вследствие гниения они выделяют неприятные запахи, в том числе и сероводород.
По словам Шахматова, особенно заметно это проявляется на многолетних, действующих еще с советских времен, или рекультивированных, заброшенных свалках. Полигон «Химический» открыли в 2009 году, каждый год он накапливает более 900 тысяч тонн ТКО, из них 580 тысяч приходится на Казань.
Проектная мощность объекта — 28 лет. Однако в июле этого года руководитель Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Фаяз Шакиров заявил, что, по предварительным подсчетам, срок эксплуатации полигона завершается в первом квартале 2024 года. В связи с этим «УК „ПЖКХ“» поручили разработать план его рекультивации.
По словам Шахматова, в Казани достаточно развита региональная система мониторинга. Исходя из годового кода, среднесуточных, а также максимальных концентраций на основе российских нормативов ПДК можно сделать выводы о пиковых превышениях.
Эксперт отмечает: проблема многогранна, так как неприятный запах имеет не только сероводород, а целая линейка газообразных веществ. В пример Татарстану эколог приводит исследовательские работы соседей из Башкортостана.
«В Уфе тоже есть мониторинговый центр, который сделал целое исследование на эту тему, у них есть классификатор запахов и определенные рекомендации. Поэтому это не белое пятно, тема изучается много лет. Здесь важно смотреть на набор разнообразных веществ, которые имеют запах, их комбинацию и источник. С анализом того, что доставляет дискомфорт жизни казанцев, можно сформировать план мероприятий по его минимизации», — сказал Шахматов.