Posted 5 сентября 2023, 15:42
Published 5 сентября 2023, 15:42
Modified 5 сентября 2023, 15:44
Updated 5 сентября 2023, 15:44
Металлургическая индустрия является одной из ключевых сфер экономики России. Основная задача этой отрасли — переплавка различных видов металлов, минимизация таким образом расходов на добычу полезных ископаемых и вторичное использования продукции. Помимо того, что добыча руды негативно сказывается как на окружающей среде, так и на здоровье человека, переработка металлолома является выгодной для страны с экономической точки зрения, учитывая ограниченность природных ресурсов.
Главный потребитель лома, который прошел процедуру гостирования, категоризации и имеет биржевые характеристики, — металлургические комбинаты. Крупные предприятия, накапливающие лом, могут выстроить с ними отношения напрямую или сотрудничать с ломозаготовителями — компаниями, специализирующимися только на его сборе и сортировке. Они выступают в роли посредников между продавцами и покупателями.
Сегодня Россия является одним из ведущих его производителей и экспортеров в мире. Здесь говорят: металлолом — это вторичное сырье первой необходимости. Каждый год образуется около 50 миллионов металлических отходов, и только 25% этого объема перерабатывается. Но даже эта часть — большой бизнес, в котором участвуют сотни тысяч людей.
По оценкам экспертов, объем рынка металлических отходов — 3 триллиона рублей. В России сбором и переработкой лома занимаются 10 тысяч компаний. Среди различных видов металла, наибольшее количество отходов образуется из стали и алюминия, затем идет хром и медь. Все остальные виды вместе занимают менее 3%.
Одно из предприятий, специализирующихся на переработке черного лома, находится в Казани. Каждый год «Интерметтрейд» перерабатывает до 180 тысяч тонн отходов и производит из него разные марки металлолома. Лом, толщиной от 4 миллиметров — это «пятая» марка. После прохождения через «ножницы» она превращается в самую дорогую и востребованную «третью» марку.
Но при всей востребованности цену устанавливает покупатель, а не продавец. Игроки рынка говорят: «поторговаться» за то, чтобы отдать товар дороже, можно только в тех регионах, где несколько металлургических комбинатов находятся рядом. Например, казанское предприятие, по словам его технического директора Александра Шепелева, получает больше, чем переработчики в регионах Сибири и Дальнего Востока.
Цена за тонну черного лома марки «3А» — 27 тысяч рублей. Из них 24 тысячи — стоимостью сырья, доставка, расходы на амортизацию оборудования, зарплаты рабочих и налоги. В результате с каждой тонны предприятие получает всего около тысячи рублей.
Оборот «Интерметтрейда» за 2022 год — 3 миллиарда рублей, чистая прибыль — 41 миллион рублей. Это в 2,5 раза меньше, чем в 2021. Компания объясняет это зависимостью от активности металлургических заводов: внешние рынки закрылись и комбинаты столкнулись с сокращением доходов. В результате этой цепочки уменьшились и объемы приобретаемого ими лома. По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты России Максима Фатеева, в прошлом году рынок потребления металлургическими заводами вторичного сырья снизился приблизительно на 25%.
Самые ценные металлы содержатся в электронном ломе. Если оглянуться по сторонам, в комнате, в которой вы сейчас находитесь, скорее всего есть множество электронных устройств, тем не менее, исследования показали: только 15-20% от них перерабатывается. Таким образом сотни миллионов рублей ежегодно отправляются на свалки.
Из одной тонны вышедших из строя ноутбуков можно получить до 6 килограммов золота, около 10 килограммов серебра, 2,5 килограммов палладия, 220 килограммов черного и цветного лома. Игроки рынка говорят: даже дешевые с точки зрения содержания драгметаллов платы стоят порядка 80 тысяч рублей за тонну.
Но граждане не особо хотят сдавать лом, причиной этому — налоги. Если сумма, полученная за продажу, превысит 250 тысяч рублей, придется заплатить НДФЛ. Также с 1 октября этого года в силу вступит закон, согласно которому все расчеты за металлолом будут по безналу. Ожидается, что это сделает рынок более прозрачным. По оценкам экспертов, сейчас в «серую» зону попадает 500 млрд рублей.
Те, кто задействован в отрасли, считают, что налог нужно отменить, а в ТПП предлагают возобновить программу утилизации автомобилей, так как чаще всего в негодность приходит бытовая техника и машины.
«Мы предлагаем сумму за сданный автомобиль увеличить до 150-250 тысяч рублей, было 50 тысяч рублей. Если это электроавтомобиль — увеличить до 350 тысяч. Предусмотреть, чтобы утилизационный сбор шел конкретно на развитие инфраструктуры переработки вторичных отходов», — говорит Фатеев.
Сегодня металлофонд страны составляет 170 миллионов тонн. И чем больше люди будут сдавать лом, тем меньше придется добывать руды.