В текущем году ВТБ в Татарстане значительно увеличил объемы кредитования населения. С января по июль он предоставил клиентам 15,5 тысячи кредитов на общую сумму 37,2 млрд рублей. Это в полтора раза больше, чем за такой же период 2022 года. Общий объем розничного кредитного портфеля ВТБ в республике достиг 159,4 млрд рублей.
Самый быстрорастущий сегмент кредитования, как и по всей России, в республике — это кредиты на покупку автомобиля. На эти цели банк выдал 7,3 млрд рублей — почти на треть больше, чем годом ранее. Управляющий банком отмечает: свою роль сыграли расширение отечественного автопрома и рост популярности китайских машин. По оценкам специалистов, объем китайского автопрома в ближайшее время достигнет 70%. На популярность автокредита повлияло и то, что дилеры стали уделять больше внимания авто с пробегом.
На втором месте по темпам роста находятся кредиты наличными. Общая сумма предоставленных средств увеличилась более чем на 80% и составил 9,9 млрд рублей, а кредитный портфель вырос до 31,6 млрд рублей.
Более 5 тысяч кредитов ВТБ в Татарстане выдал на покупку жилья за последнее полугодие. Объем средств составил — 24,2 млрд рублей, что на 30% больше, чем в прошлом году. При этом льготная ипотека остается востребованным инструментом, почти 60% всех ипотечных кредитов — получены через государственные программы поддержки.
Наиболее популярной среди заемщиков программа «Семейная ипотека», по которой банк выдал 8,3 млрд рублей. «Ипотека с господдержкой-2020» составила 37% от всех государственных кредитов и составила почти 5,3 млрд рублей. Общий объем ипотечного портфеля увеличился на 5% и достиг отметки в 181,1 млрд рублей.
«В первом полугодии мы увидели рост спроса заемщиков на „семейную программу“ после модернизации программы в начале года: теперь получить средства по льготной ставке могут все семьи с двумя несовершеннолетними детьми», — рассказывает Давлетшина.
Наряду со стабильным спросом на кредитные продукты, управляющий ВТБ отмечает интерес у татарстанцев к инструментам сбережения. Портфель привлеченных средств в банке за шесть месяцев достиг 129,5 млрд рублей, наибольшую долю в нем занимают классические вклады и накопительные счета — 97,2 млрд рублей.
«С учетом повышения ставок рублевые депозиты остаются для населения основным сберегательным инструментом, который дает повышенную доходность при минимальном риске. На сегодняшний день доля рублевых вкладов — 91%, доля доллара уже не более 5%, доля юаня смело составляет 3%, при этом интерес к нему вырос с начала года на 43%», — говорит управляющий банком.
По словам Давлетшиной, средства жители Татарстана предпочитают размещать в среднем на полгода — около половины новых депозитов, еще треть новых вкладов клиенты ВТБ открыли на период сроком от трех месяцев.
«Жители Татарстана остаются довольно рациональными и финансово грамотными, можно уверенно сказать — все стали считать деньги. Можно прогнозировать, что дальше, по мере роста депозитных ставок, объем банковских сбережений населения будет расти», — отмечает эксперт.
Кредитный портфель предприятий ВТБ в Татарстане увеличился на 57% до 165,9 млрд рублей. Самую большую долю занимает сегмент жилищной и коммерческой недвижимости. Объем кредитования в этой сфере превысил 20,7 млрд рублей. Также заемные средства активно привлекались компаниям торговой сферы и АПК, их доля в кредитном портфеле составила 18%. Общий объем действующих льготных кредитов с господдержкой, предоставленных ВТБ татарстанским компаниям, превысил 100 млрд рублей.
От корпоративных клиентов было привлечено 134 млрд рублей. Из этой суммы 73,8 млрд рублей — ресурсный портфель компаний среднего и малого бизнеса, который за отчетный период увеличился на 25%.
«Бизнес продолжает гибко реагировать на коньюнктуру рынка: меняет стратегии управления своими ресурсами, осваивает альтернативные валюты и инструменты господдержки. Во втором полугодии мы сфокусируемся на работе с клиентами среднего и малого бизнеса банка „Открытие“ в рамках его интеграции в Группу ВТБ, так, для обслуживания предпринимателей мы внедряем единую цифровую платформу, которая позволит объединить лучшие продукты и сервисы двух банков», — сообщила Давлетшина.
Для перехода на новую платформу не потребуется дополнительных действий со стороны клиентов — все этапы будут полностью цифровыми.