До 1986 года улица Баумана была развитым транспортным узлом: здесь проходили трамвайные линии, несколько автобусных и троллейбусных маршрутов. В 90-х асфальт заменили брусчаткой: с этого момента начинается ее «новейшая» история. Став пешеходной, улица превратилась в магнит для туристов — на ней находятся десятки объектов культурного наследия, которым свыше двухсот лет. Отдельный вопрос — состояние Баумана. Пока восхищенные городом туристы медленного прогуливаются по ней до Казанского Кремля, местные жители жалуются: многовековые постройки разрушаются, вода в фонтане цветет, повсюду грязь.
«Туристы хвалят город за красоту, а жители видят его изнутри. Лично я прохожу по десять раз в неделю мимо Дома Свешникова на Кави Наджми и вижу, что его состояние с каждым годом все хуже и хуже. А туристическая группа прошла один раз, и для них это „вау“, памятник истории», — заявил в разговоре с Inkazan местный житель Денис Костарев.
Сооснователь Telegram-канала «Казан Урбанчы» Дмитрий Сагдеев уверен, что ненавистников современной улицы Баумана немного и их можно поделить на три группы. Первая, по словам собеседника, — это советская интеллигенция: коренные казанцы, которым чуть больше 60 лет, якобы грустят по утраченной молодости и считают, что туристы отобрали у них главную улицу города. Вторая группа — социофобы. Сагдеев отметил, что такой тип жителей хочет гулять по историческому центру, но «их бесят толпы и движ». Третьи — представители современного национального искусства: они мечтают превратить улицу в площадку для выставок.
Первое масштабное благоустройство улицы власти провели перед Универсиадой 2013 года. «Убрали» провода под землю, начали борьбу с незаконной торговлей и заездом автомобилей на пешеходную часть, потратив на это 75 млн рублей. В 2017-м мэр Казани Ильсур Метшин поручил облагородить пространства во дворах Баумана, однако денег на это так и выделили. Арендаторы зданий приспособили «мертвые» зоны исторической улицы под курилки и склады.
К обсуждению будущего пешеходной улицы вернулись в 2022 году. Тогда же главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина назвала Баумана неудобной, признавшись, что если она идет по ней, то старается делать это максимально быстро. После этого на очередное благоустройство улицы потратили 103 млн рублей: высадили деревья, установили новые лавочки и ливневки, поменяли брусчатку. Баумана «сузилась», сжав пешеходные потоки, но на ней появилась тень от солнца.
В преддверии очередного обновления власть устроила диалог с горожанами, которые могли рассказать, что им не нравится в Баумана. Мнений было много — от предложений по установке дополнительных мусорок и избавления от валяющихся на брусчатке бомжей до просьб к властям не мешать бизнесу проводить благоустройство. Казалось бы, чем не план к действию. Но год спустя история повторилась, только встречаться с горожанами не стали.
Дирекция скверов и парков Казани запустила в интернете опрос, пытаясь определить главные проблемы улицы и пути их решения. Inkazan направил запрос в саму дирекцию и администрацию Вахитовского района, пытаясь узнать, почему власти не поняли эти моменты с первого раза. На момент публикации материала ответ не поступил. Хотя еще в 2022 году теперь уже экс-глава района Марат Закиров заявлял: «Чуда не произойдет. Никто завтра не встанет с утра и не придумает».
При этом попытки вдохнуть в Баумана культурную жизнь не утихают. Мэрия, наконец, разобралась с какофонией уличных музыкантов, упорядочив их выступления по времени. Остальные заботы по созданию культурной концепции улицы легли на плечи ее куратора — летом город нашел человека, который согласился на ненормированный график за 45 тысяч рублей в месяц. Судя по анонсам мэрии, Баумана может стать улицей фестивальной.
Урбанист Сагдеев уверен, что угодить и туристам, и местным жителям невозможно. Однако сделать улицу приятной для прогулок реально. Для этого нужны всего две вещи: развитая инфраструктура и чистота. Последнее, к слову, — не про пустые мусорные баки.
«Для того, чтобы прогулки были комфортными, нужно, во-первых, очистить улицу от всего того, что мешает спокойно по ней гулять: назойливых промоутеров, рекламирующих экскурсии, и всяких „домов вверх дном“, людей, эксплуатирующих животных для фото, попрошаек и бомжей», — заявил эксперт.
Он считает, что Баумана необходим дизайн-код, больше освещения, современное мощение и навесы. Улучшили бы привлекательность пешеходной улицы и благоустроенные дворы, о которых жители пока только мечтают. «Главное — не пытаться понравиться какому-то меньшинству», — заключил Сагдеев.
Собеседники редакции из других городов, наоборот, своими «пешеходками» наслаждаются.
В Челябинске местным «Арбатом» принято считать пешеходную Кировку. Среди гуляющих по ней преобладает местная молодежь — потоки туристов небольшие и редкие. По словам жительницы города Анны Волковой, здесь, как и в Казани, играют уличные музыканты, однако конкурсы «за 100 рублей» не допускаются.
«Приятно ходить, особенно вечером красиво — подсветка висит. Много кафешек, ресторанов, баров. В пятницу вечером приятно выйти, погулять, показать себя. Хейта особо на Кировку нет, как-то спокойно к ней относятся», — отметила в разговоре с редакцией собеседница.
Главная пешеходка Екатеринбурга — улица Вайнер. Отличительной чертой переулка являются расположенные на ней дорогие бутики и подземные переходы.
«Если мне надо в центр, я иду от „Гринвича“ до Вайнера, чтобы прогуляться пешком. Там есть кафешки, можно кофе попить. В теплое время года музыканты поют: кто поет хорошо, находятся наверху, собирают вокруг себя толпы, а кто плохо — стоят в переходах», — заявила жительница Марина Тимеева.
Основная проблема Баумана в Казани — полный сумбур, считают местные. Здесь и громкие музыканты, и назойливые промоутеры, и уличные художники, и дешевые конкурсы. К счастью или к сожалению, избавиться смогли лишь от приставучих аниматоров и аудиорекламы.
В отличие от пешеходных улиц других городов, у казанской есть своя жемчужина — подземная галерея, протянувшаяся почти по всей длине Баумана. Проект ее создания родился в 90-е годы. Предполагалось, что к 1000-летию города, которое он встретил в 2005 году, на нижнем уровне расположится торговая галерея. В строительство вложили 52,6 млн рублей. Но вскоре объект законсервировали.
Годами власти безуспешно искали инвестора, который займется подземной улицей. В 2019 году часть галереи — от Никольского собора до улицы Чернышевского — все же нашла своего покупателя. Ей стала ООО «УК „Премиум“». Одним из владельцев компании тогда являлся Ирек Миннахметов. В это же время он, к слову, возглавлял АО «Татспиртпром».
Инвесторы планировали капитально отремонтировать пространство и открыть здесь фуд-молл. Однако дальше обсуждений дело не пошло. Возможно, это связано со смертью Миннахметова в результате несчастного случая в 2020 году. В мэрии столицы Татарстана Inkazan сообщили, что в настоящее время не обладают информацией о новом владельце и планах на объект.
При этом известно, что вторая часть подземной галереи принадлежит городу. Затопленные павильоны и изрисованные коридоры власти еще в 2022 году хотели превратить в «бизнес-проект». Однако инвесторы не рискуют браться за дорогущий объект под землей, когда на соседней центральной улице квадратный метр в разы дешевле. Судя по отсутствию инвесторов, власть тоже особых усилий не проявляет.
«Для новой волны интереса к Баумана нужно заняться реконструкцией подземной улицы. Это и разгрузить ее поможет, и вовлечет сюда местных», — заявил Inkazan житель города Костарев.
Впрочем, о какой подземной улице может идти речь, если даже для ее наземной части так и не смогли разработать четкую концепцию развития. А ведь это — фактически лицо города, которым оно поворачивается к туристам и которое местные жители оценивают лаконично: «Балаган, помоечные сувениры, живодеры с голубями».