Правда казанцам от этого не легче — запахи все еще портят им жизнь, а «активисты» продолжают бурную деятельность в чатах. В своих комментариях они переключились на новых «врагов», вероятно, полагая, а то и прямо говоря, что признать полигон источником запаха это значит дать аргументы в пользу сторонников МСЗ, против которого они выступали какое-то время назад. Подробнее — в материале.
Участники чата словно по команде заваливали сообщениями раиса республики и главу Росприроднадзора. По результатам этого потока жалоб, на который государственные органы не могли не отреагировать, заведено целое уголовное дело, которое находится на контроле у главы Следкома Александра Бастрыкина.
При этом Росприроднадзор только за июль–август сделал 1200 проб. Из письма ведомства следует, что у Казанской ТЭЦ-3 и «Казаньоргсинтеза» превышений нормативов допустимых выбросов не установлено, однако выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в ходе проверки УК «ПЖКХ», «Птицеводческого комплекса „Ак Барс“ и „Управления этиленопроводов-Нижнекамскнефтехим“
С момента последней публикации по насущной проблеме, которую Inkazan поднял в публичном пространстве первым, произошел важный поворот. В чате не осталось никого, кто выступает против полигона. Массовый бан начался ровно после нашего материала.
Корреспондент Inkazan связался с удаленным из чата работником КОСа. Мужчина поделился, что живет в жилом комплексе «Салават Купере» и тоже мучается от запахов. Он активно выступал в защиту завода и призывал участников чата обратить внимание не только на него, но и на полигон ТКО, делился информацией о том, как на предприятии относятся к загрязнению воздуха. Поддерживал мнение коллеги еще один сотрудник «Казаньоргсинтеза» Юрий, но и он был удален из чата.
Один из активных и уже бывших участников чата Ренард Сабиров из поселка Северный считает, что воздух в Казани загрязняет целый ряд предприятий, а не кто-то один. Он выступал против строительства мусоросжигательных (МСЗ) и мусороперерабатывающих (МПЗ) заводов в черте города и рядом с ним, создал интерактивную карту города, где помечал места и адреса, по которым люди жаловались на различные запахи. Несмотря на это, Сабирова удалили из чата после того, как он стал настаивать на том, что источников выбросов много.
«Воняет у нас периодически разным всем. Воняет вон в „Салават Купере“ часто „птичкой“. Когда горит полигон, воняет полигоном. Но активисты требуют от всех писать, что пахнет только завод. Очень много предприятий в Казани, которые источают смрад. С этим нужно бороться системно. А активисты борются против конкретного предприятия, это видно. А другие что, белые и пушистые?» — поделился Сабиров в беседе с корреспондентом Inkazan.
По мнению мужчины, чат занят сведением счетов с конкретными бизнесменами, создать конструктивный диалог не удается — неугодных просто удаляют.
«Есть задача: как можно больше истерики, как можно больше эмоций по поводу выбросов газа. Когда воняет дымом и „птичкой“, активисты и их подручные молчат. А потом снова начинается: „Нас травят газом, спасите нас, у нас запах проходит через закрытые окна“ и так далее. Водят за нос за счет истерических методов», — рассказывает Сабиров.
Также казанец сообщил, что в чате есть участники, которые оскорбляют других публично или пишут гадости в «личку». Админы же на это закрывают глаза и, напротив, говорят, что те — проверенные товарищи в борьбе.
«В общем, там тот ещё цирк. Ну и вишенка на торте — весь чат за строительство МПЗ. Я им 100 раз писал, чтобы в описание чата добавили, что мы, казанцы, против любых новых заводов в Казани! Они же говорят, что МПЗ — это хорошо. Спрашиваю: как МПЗ и чистый воздух совместимы, — молчат», — говорит собеседник.
На вопрос «Собираетесь ли Вы добиваться возвращения в чат?» Сабиров смеется. По его мнению, объективной картины там выстроить уже не получится. В настоящее время казанец задумывается о том, чтобы создать другой чат, где будет возможен паритет мнений.
Лилия Воронина проживает в ЖК «Радужный» и работает учителем в школе. Столкнувшись с запахами, она хотела разобраться, как с этим бороться, и докопаться до истины, и в конце июня вступила в чат. Правда ненадолго — админы исключили и ее.
«Вступила в эту группу, так как переживаю за судьбу воздуха в нашем районе и, в принципе, в Казани. К сожалению, да, меня удалили из двух групп — из „Чистого воздуха“ и „Болталки“. У меня сложилось впечатление, что у админов предвзятое отношение к некоторым участникам: одним можно оскорблять всех активистов, и им за это ничего не будет, а к другим участникам придирались буквально к каждому слову», — рассказывает Воронина.
Жительница Казани рассказала, что особенно агрессивен участник группы с ником «До обеда не беспокоить». Отметим, что данный пользователь ранее выступал с ником «Фотос» и так же выводил других участников на эмоции и оскорбления. Доходило и до того, что те начинали нарушать правила чата, за что их удаляли по формальным причинам. Иногда удаляют и самого «До обеда не беспокоить», однако через время он появляется в чате под другим именем. За оскорбление в свою сторону собеседница отправила жалобу на данного пользователя в прокуратуру.
Когда Воронина напомнила в «Болталке» об административной ответственности за оскорбление, админы её удалили. Позже без объяснения причины женщину исключили и из основного чата.
«Я так поняла за то, что я написала, что не пахнет постоянно: то есть где-то пахнет, где-то нет. Удаляют всех за инакомыслие: если ты не против „Оргсинтеза“, ты против них. Поэтому удаляют сотрудников завода, хотя их позицию тоже интересно послушать», — поделилась она.
Так же, как и Сабиров, Воронина больше не будет пытаться вернуться в чат — «у них только одна правда», считает она.
Руководитель Волжско-Камского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования Фаяз Шакиров ранее сообщал, что источником запаха стал полигон УК «ПЖКХ» на улице Химической. Там Росприроднадзор выявил целый ряд грубых нарушений: утечка фильтрата, отсутствие очистных сооружений, захоронение отходов, которые не подлежат захоронению.
Также одному из ключевых активистов Михаилу Ильину ответили в Роспотребнадзоре. Согласно ответу, контроль за соблюдением нормативов выбросов на источниках загрязнения атмосферного воздуха, установление конкретных и мониторинга качества воздуха не относится к полномочиям Роспотребнадзора.
Inkazan продолжит следить за развитием ситуации. В следующем материале расскажем вам о ключевых фигурах сформировавшегося движения «За чистый воздух».