Posted 26 сентября 2023, 06:45

Published 26 сентября 2023, 06:45

Modified 27 сентября 2023, 10:04

Updated 27 сентября 2023, 10:04

Переход на «китайцев» и российские б\у: куда едет авторынок страны

26 сентября 2023, 06:45
Редакция Inkazan пообщалась Дарьей Челядиновой, руководителем Академии СМ. Expert и Авто.ру, чтобы узнать, как в условиях кризиса дилеры перестроили работу, как обстоят дела с остатками и поставками машин, настроениями покупателей и какие перспективы развития рынка продавцы видят в ближайшее время.

— За последние несколько лет изменилась вся российская экономика, вместе с ней меняется и автобизнес. Какие перемены стали самыми заметными?

В первую очередь изменилась структура складов и источников пополнения дилерских центров. Если раньше автомобили с пробегом в основном поступали через канал трейд-ин и вход с рынка был несущественный, то на сегодняшний день эта ситуация кардинально поменялась.

Доля автомобилей с пробегом в структуре склада дилера очень существенно возросла. Соотношение новых автомобилей к автомобилям с пробегом колеблется в пределах 1\7. Теперь б\у автомобили необходимо искать на рынке. Все это отражается на потребностях, новых навыках тех людей, которые работают в дилерских центрах.

Из-за этого у специалистов возникла необходимость переучиваться. Если раньше продавец нового автомобиля имел четкие стандарты, которые ему задавали производители и учили его на постоянной основе этим стандартам, он знал, как это все продавать, то сейчас каждый день он сталкивается с чем-то для себя новым. Сейчас все вынуждены переквалифицироваться, чтобы работать в современных реалиях.

— С чем это связано?

Для того чтобы делать бизнес дилеры вынуждены идти в пробег и не просто выкупать автомобили с рынка, а вплоть до того, что организовывать выездной выкуп. Больше анализировать, понимать, где лучше автомобиль, где его дешевле купить, чтобы здесь дороже продать. Это достаточно сложный процесс.

— Китай постепенно приходит на смену Европе?

То, что доля китайских автомобилей растет, — это смелый вызов для дилеров. Новые китайские бренды интересны, их много, у каждого свои специфические технические характеристики, и дилерам важно научиться продавать эти бренды, работать с ними.

Пока рано делать прогнозы, что именно станет популярным, но нужно смотреть за динамикой. Сейчас среди китайских марок лучше всего продаются Haval Jolion — 29 тысяч штук, GeelyCoolray — 24 тысячи штук — и Chery Tiggo 7 Pro Max — 24 тысячи.

Если раньше все знали европейские бренды, о них было много информации, то сейчас что дилер, что покупатель находятся в одинаковой ситуации с точки зрения полноты информации. Это большой вызов для всех.

— А что остается популярным у российских покупателей?

Все зависит от запроса. Спрос на европейские б\у автомобили остается высоким. Популярными остаются Ford и Kia. Если говорить о топ-20 самых популярных марок для выкупа с пробегом, то 4 из них — это российские автомобили: Lada Granta, Lada Vesta, Lada Kalina и Lada Priora.

Если говорить о европейских гигантах вроде Mercedes и BMW, то их продолжают завозить в Россию по параллельному импорту, что определяет их стоимость и доступность для рядового пользователя. Это премиум-сегмент, мы все про него знаем, но по соотношению с массовым сегментом вроде Lada, он далеко не на лидирующих позициях.

— Есть ли какая-то особенность у татарстанских клиентов?

Если смотреть на Казань как на столицу Татарстана, то можно понять, что здесь очень высокий уровень жизни. Это очень прогрессивный город, который имеет весь сервис уровня Москвы. Соответственно, пользователи и покупатели автомобилей в Казани такие же требовательные, как и покупатели в Москве или в Санкт-Петербурге.

Они предъявляют больше требований к качеству сервиса, к способностям дилерского сервиса помочь им решить ту задачу, которую они хотят решить с помощью покупки автомобиля. Это явная отличительная особенность ваших покупателей. Люди сами определяют здесь ситуацию и задают тренд автодилерам и уровню сервиса.

Если говорить именно про Приволжский федеральный округ и отдельно про Татарстан, то здесь также мы видим высокую долю Lada в сегменте новых, в Татарстане это 41%.

Также наши аналитики подсчитали, что в Татарстане один из самых молодых паркингов. Средний возраст автомобиля — 13,5 лет, а по России он в районе 16-17 лет.

— Не «закончится» ли автомобильный рынок в ближайшее время?

Нет. Наш автопром развивается. Сначала это новые автомобили, а потом они будут пополнять когорту автомобилей с пробегом. То же самое будет происходить с китайскими автомобилями, которые сегодня приобретаются в большом количестве. В какой-то момент они тоже станут б\у. Просто изменится структура марок, а выкупать всегда будет что. Люди ездили, ездят и будут ездить на личных автомобилях.

— То есть у общественного транспорта нет шансов?

Этот переход будет определяться не наличием или отсутствием автомобилей, а общими тенденциями. Здоровый образ жизни и экология будут больше определять, будем ли мы ездить на автобусах или на велосипедах. Но сейчас пока таких трендов нет.

— Говоря об экологии, как обстоят дела с электромобилями?

Наша аналитика говорит о том, что есть довольно заметный интерес к электромобилям в целом в России и этот же тренд применим к Приволжскому федеральному округу и к Татарстану. Так, пользователи Авто.ру все чаще рассматривают автомобили с электрическим двигателем — просмотры таких предложений в 2023 выросли на 131% относительно 2022 года, В ПФО на 101%, а в Татарстане на 53%.

Спрос растет, растет и количество зарядных станций в городах. Эти машины медленно, но верно набирают репутацию в России. В какой-то момент они займут достойную нишу.

Здесь та же история, что и с новыми марками: «Как автомобиль будет себя чувствовать в наших условиях?», «Насколько его выгодно заправлять?», но это все решаемо. Спрос на электрокары по большей части идет внутри городов, все упирается в инфраструктуру. В Москве новые дома уже строятся с зарядками для электрокаров. Думаю, если внедрять такие стандарты в обустройство городов, это будет стимулировать развитие отрасли.

Если говорить об электромобилях с пробегом, в топ регионов, где наиболее высокий спрос на них, вошли следующие:

  1. Москва и Московская область;
  2. Санкт-Петербург и Ленинградская область;
  3. Приморский край;
  4. Краснодарский край;
  5. Амурская область;
  6. Новосибирская область;
  7. Ростовская область;
  8. Челябинская область;
  9. Республика Татарстан;
  10. Нижегородская область.

— Чего ждать автобизнесу в новых реалиях?

Ждать более требовательных покупателей. Клиентский сервис будет задавать тренды на ближайшее будущее. Многим дилерам и другим профессионалам придется переучиваться, чтобы оставаться на гребне волны.

— А есть кого обучать?

Сейчас в стране есть дефицит кадров, и автобизнес — это не исключение. Существует «НН.индекс», который отражает количество резюме на количество вакансий. Если посмотреть в сравнении с прошлым годом, то у нас идет снижение этого индекса, что говорит о росте конкуренции между дилерами за головы и обучение здесь становится еще более актуальным.

В июле 2022 года индекс HeadHunter составлял 3,2, то есть на одну вакансию приходилось 3,2 резюме. В 2023 году индекс хедхантера в автобизнесе составил 1,5 резюме. Фактически сократился в два раза. Получается, что конкуренция за работников выросла в два раза, — это требующий внимания со стороны бизнеса тренд.

— А куда уходят специалисты из автобизнеса?

Они не уходят, просто появляются новые специальности, становится больше требований. Мы видим, как меняется рынок, как меняется отношение пользователя. Здесь нужно не просто обучаться, здесь нужно смотреть и на сегодняшние стратегии брендов, и на будущие бренды.

Подпишитесь