Posted 2 октября 2023, 03:45

Published 2 октября 2023, 03:45

Modified 2 октября 2023, 03:45

Updated 2 октября 2023, 03:45

Канатные дороги в Казани: когда и где их построят

Воздушные замки и небесные кренделя: когда Казань «затянет» канатками

2 октября 2023, 03:45
Фото: 1MI.

Канатные дороги в Казани: когда и где их построят

В Казани нашли место, где пока нет пробок — это воздух. Эксперты уверяют, что канатные дороги могут стать новой транспортной артерией для города и решить практически все его проблемы. О том, где пролягут небесные маршруты и сколько их ждать — в материале Inkazan.

В Казани только и разговоров, что о канатных дорогах…

Минтранспорта Татарстана подписало соглашение о взаимодействии с компанией «Урбантех» на развитие системы канатных дорог в Казани. Это не первая попытка возвести в столице республики воздушные мосты.

В 2016 году исполком города поручил подготовить проект под канатную дорогу от «Корстона» до стадиона «Казань Арена». На следующий год уже бывший министр транспорта республики Ленар Сафин заявил, что объект могут построить за 12 месяцев.

В 2020 году от канатки от «Корстона» до «Казань Арены» отказались, хотя затем объект вновь вошел в список приоритетных инвестиционных проектов Татарстана. В 2021 году глава республики Рустам Минниханов говорил, что эта дорога «необходима городу». Тогда же озвучивалась его примерная стоимость — 3 млрд рублей.

Еще два года спустя глава Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина рассказала, что канатная дорога в Казани пройдет от парка Горького до стадиона «Ак Барс Арена» всего с одной остановкой возле экстрим-парка. Против этой дороги выступали экоактивисты, так как она должна была пролегать через особо охраняемую природную территорию.

Были и другие проекты. В 2018 году появилась идея создания канатной дороги между Верхнеуслонским районом и Храмом всех религий. Предполагалось, что канатка протянется на 2 километра, и сможет перевозить по 1,2 тысячи человек в час.

На форуме Kazan Digital Week-2022 стало известно, что в планах есть два маршрута городской канатной дороги. Первым оказался объект от центра Казани до Верхнего Услона через Волгу, а вторым — от центра до микрорайона «Салават Купере».

Ни один из проектов так и не был реализован.

Многие вопросы без канатки не решаются

Но о канатной дороге в Казани заговорили вновь. На этот раз, по задумке проектантов, это должна быть целая сеть, построенная в несколько этапов. Первый включает в себя три не связанных между собой маршрута:

  • от «Корстона» до «Ак Барс Арены»;
  • от Северного вокзала до жилого района «Салават Купере»;
  • от Центрального стадиона до Верхнего Услона.

На втором этапе канатки хотят попытаться объединить. Поселок Дербышки планируют соединить с транспортным узлом «Компрессорный». От Северного вокзала канатный путь должен пройти до расположенного на юге Казани поселка Салмачи, где он разделится: одна ветка — до ЖК «Весна», вторая — до ЖК «Солнечный». Верхний Услон дополнительно хотят связать с Иннополисом, а «Корстон» — со Старо-Татарской слободой. В конечном итоге эксперты думают «закольцевать» канатку.

Директор факультета умных городов Университета «Синергия» Олег Шутенко в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что пока в России канатные дороги чаще используются как туристические объекты. Но строительство новых маршрутов может стать более удобной и быстрой альтернативой общественному транспорту и облегчить жизнь горожан.

Такие маршруты, по его мнению, можно использовать там, где необходимо соединить берега реки или водохранилища, но сложно построить обыкновенный мост. В этом случае канатная дорога может значительно сократить время в пути. Похожего мнения придерживается вице-президент Академии наук Татарстана Вадим Хоменко.

«Сейчас многие вопросы без канатки не решаются. Например, Волга или северная ветка, где ходит только один 36-й автобус. Маршрут перегружен. Выстроили новый микрорайон, который не только не обеспечен рабочими местами, там нет транспортной системы», — заявил он.

Спикер отметил, что проект создания канатной дороги развивается, но было бы лукаво говорить, что все идет быстро и легко.

«Тяжеловато идет проект. Хотя аналоги есть в других крупных городах, но Казань пока до этого еще не дошла. Четыре года нельзя обсуждать, надо делать. Татарстан никогда не отличался тем, что он долго рассуждает, он быстро работает», — считает Хоменко.

В Услон по небу за 20 минут

Доцент Казанского Федерального университета Лилия Фахрутдинова напомнила, что с 2015 по 2022 годы численность населения Казани выросла на 4%. Суммарная численность жителей в пяти прилегающих к городу районах — на 17%. Рост населения наблюдается в Высокогорском, Лаишевском и Пестречинском районах. Многие их жители «де-факто» являются казанцами, так как вся их жизнь сосредоточена в городе.

Каждый час через въезды в Казань проходят 11 тысяч автомобилей — это более половины всего городского потока. Пробки стали обычным явлением. Эксперт отметила, что канатные дороги могут стать выходом из ситуации. При этом необходимо учитывать менталитет жителей. Большинству будет сложно отказаться от личного автомобиля.

По мнению Хоменко, канатные дороги должны расширить «узкие» места казанской агломерации, потому что покрыть эти территории сетью транспортных магистралей не удается. Воздушные пути должны дополнять традиционную транспортную сетку. Говоря об окупаемости и трафике на маршруте, спикер отметил, что канатные дороги не выходят за те параметры, которые есть на других видах общественного транспорта.

Чаще всего как транспортную магистраль эксперты рассматривают воздушный мост до Верхнего Услона. Его проект уже утвержден в градостроительных документах муниципалитета. Длина дороги составит 8,6 километра, на пути должны стоять 24 опоры. Маршрут от Центрального стадиона в Казани до Верхнего Услона должен занимать 24 минуты. Дорога, согласно плану, сможет перевозить 1 200 человек в час.

Эксперты уверены, что построить канатную дорогу гораздо дешевле, чем автомобильный или железнодорожный мост, а тем более эстакаду или метро.

«Если расширить Горьковское шоссе и пустить по центру метробус, то у меня большой вопрос, что делать зимой, когда убирается снег. У нас не Турция. Трамвай — возможности нет. Метро прокопать — вы сами видите, сколько лет это делается, 4 километра — 60 млрд рублей. Это крайне дорого и очень долго», — заявил директор НПО «Гулливер» Дамир Алтынбаев.

Сауны в VIP-кабинках, но при хорошей погоде

По словам Алтынбаева, в Москве рассматривают 13 подобных проектов, которые станут дополнением к метро. Он отметил, что канатная дорога способна заместить свыше 100 автобусов или 2 тысяч автомобилей. К ее плюсам эксперт отнес отсутствие шума при движении, экологичность, возможность работать в режиме 24/7, а также низкую кадровую потребность.

Спикер напомнил, что существует два вида канатных дорог: на трех тросах — 3с — и на одном — 1с. Система 3с позволяет устанавливать меньше промежуточных опор, но в основном это делают за рубежом. 1с — отцепные системы с одним канатом — делают в России.

Татарстан думал о трехканатной дороге. Республика даже приглашала компанию «Доппельмайер», которая рассчитала, что на 8 километрах пути через Волгу нужно установить всего 9 опорных стометровых столбов.

«К сожалению, ситуация настолько изменилась, что для нас эта система сейчас не досягаема. Однако система 1с — вполне досягаемая вещь по импортозамещению», — заявил Алтынбаев.

Делать канатки планируют на единственном сохранившемся предприятии в стране — Самарском заводе канатных дорог. Управляющий ГК «СКАДО» Илья Арзютов рассказал, что даже у современных канаток есть минусы.

Они не могут работать при сильном ветре. При порывах в 20 метров в секунду и выше — тормозят, иначе проезжающие мимо кабинки столкнутся в воздухе. Температурный режим тоже важен. Работа допускается максимум при -30 градусах.

«Опционально можно установить все, что угодно, можно и подогревы установить на кресла, и кондиционеры в летний период. Есть производство даже VIP-кабин с небольшим баром. На Красной поляне у нас был запрос на несколько таких, она из которых была исполнена в качестве сауны. Ее, правда, ни разу не эксплуатировали, но проект был реализован», — рассказал Арзютов.

Заманить первых горожан на канатку и превратить «туриста» в постоянного пассажира тоже придется постараться. Андрей Калиниченко, директор по маркетингу ООО «РБ ЦРМ», напомнил, что когда открыли первые станции казанского метро, никто не хотел ими пользоваться, так как ехать было некуда. Если в Москве 260 станций, то и загрузка там гораздо выше. Поэтому одна канатка не решит всех проблем.

«Нам нужен ассортимент, нам нужна сеть, нужна функциональность, чтобы был дополнительный сервис. Это может быть торговый центр или фаст-фуд, должен быть уникальный бренд», — заявил он.

При этом спикер отметил, что цена проезда не должна быть дешевой, как в трамвае, но должны быть предусмотрены скидки для разных слоев населения. Также привилегированными должны быть жители Казани, а не туристы.

Что строит Нижний Новгород и о чем мечтает Ростов-на-Дону

По словам Арзютова, в последние годы заинтересованность в канатных дорогах у российских субъектов сильно возросла, так как увеличилась туристическая активность.

К 1985 году в СССР было построено свыше 1 тысячи канатных дорог различного назначения, но ни одна из них не была системой городского транспорта. Ситуация изменилась лишь спустя 27 лет, в феврале 2012 года, когда между Нижним Новгородом и Бором, расположенным на другом берегу Волги, протянулась новая линия канатной дороги.

Объект стал первым в России примером применения канатной дороги в качестве междугороднего транспорта. Канатка длиной 3700 метров, оснащенная 8-местными кабинами и обеспечивающая пропускную способность в 2 000 человек в час, вошла в книги рекордов России и Европы как пассажирская дорога с самым большим пролетом — 870 метров — над судоходной рекой. Время проезда между городами составило 12,5 минуты вместо нескольких часов в глухих пробках.

Однако теперь эксперты говорят о неправильном планировании проекта. Когда дорогу строили, никто не рассчитывал, что она будет не просто транспортом, а станет туристическим объектом.

«Все было хорошо первые два года. Потом про этот объект „пронюхали“ туристы, и теперь москвичи приезжают на электричке погулять по Нижнему Новгороду и первым делом идут на канатную дорогу. В очереди можно простоять по 40 минут», — рассказывает Калиниченко.

Также спикер отметил, что рядом нет никакого сервиса сопутствующей торговли.

«Если мы прогоняем через станцию по 15 тысяч человек в день, это посещаемость крупного торгового центра, неужели мы не продадим людям мороженное или хот-дог? Это нужно быть дураком. Теперь сделать что-то с этим проектом сложно. Потребуется серьезная реконструкция», — считает он.

При этом сейчас в Нижнем Новгороде уже подписано соглашение на строительство второй канатной дороги — через Оку. Маршрут должен соединить район бульвара Заречный, яхт-клуб «Тихая гавань» и проспект Гагарина. Время в пути должно составить 15 минут, протяженность — 3,5 километров.

Транспортные канатные дороги есть в Москве между Лужниками и Воробьевыми горами, в Оренбургской области канатка «Европа-Азия», соединяет два острова. Построить новую дорогу пытались в Краснодаре. Город даже получил финансирование на проектное решение по кольцевой канатной дороге, но в итоге проект «завис». В Ростове канатку хотят протянуть через Дон к новому стадиону, но четких решений нет.

Пока что канатные дороги вместо автобусов больше напоминают воздушные замки.

Подпишитесь