Некоторые считают, что успех предпринимателей без диплома — Билла Гейтса или Марка Цукерберга — доказывает, что для создания процветающего бизнеса не обязательно иметь образование. Однако это мнение обусловлено когнитивной «ошибкой выжившего», когда внимание сосредотачивается только на широко известной информации, которая не всегда полностью отражает всю ситуацию — то, что основатели известных компаний бросили учебу и сделали карьеру, может быть просто совпадением.
Уже опытные бизнесмены считают, что ключом к долгосрочному успеху является непрерывное образование. По результатам исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ, каждый третий предприниматель прошел бизнес-обучение, более того — 34% респондентов учатся постоянно. К счастью, сегодня для этого есть масса возможностей — в России рынок делового образования оценивается примерно в 94,5 миллиарда рублей, насчитывает 6 тысяч компаний и 150 тысяч занятых в этой сфере людей.
Исполнительный директор школы бизнеса «Синергия» Александр Рагиня объяснил Inkazan: бизнес-школы — это организации, которые предлагают системное образование в сфере управления бизнесом. Ядро образовательной линейки таких школ составляют серьезные комплексные программы подготовки руководителей с присвоением квалификации МВА, опирающиеся на предыдущий практический опыт обучающихся. Некоторые школы обучают бизнес-администрированию также на уровне высшего образования — бакалавриат и магистратура.
«Наличие именно таких системных продуктов отличает полноценные бизнес-школы от всевозможных организаций, предлагающих короткие курсы по предпринимательству и менеджменту. Бизнес-школы функционируют и как самостоятельные учебные заведения, и как факультеты (институты) крупных университетов», — подчеркивает эксперт.
Часто бывает так, что предприниматель достигает «потолка» в бизнесе, но не знает, какие навыки ему нужно освоить, чтобы продолжать развиваться. По словам эксперта, именно у тех людей, кто имеет неплохие деньги и состоявшуюся карьеру, на определенном этапе появляется потребность концептуализировать свой управленческий опыт, систематизировать знания и найти новые возможности для развития себя, своих компаний и проектов.
«Многие из них не обучались специально менеджменту, управляли компаниями и командами на уровне интуиции и за счет своих лидерских качеств. Достигли при этом хороших результатов. Но, как правило, такие люди не останавливаются на достигнутом», — говорит Рагиня.
Обучение на программе МВА расширяет рамки мышления, позволяет подняться над отдельными функциями и увидеть картину целиком, выявить скрытые ресурсы компании и пути их использования. Эксперт подчеркивает, что важным мотивом является также активный деловой нетворкинг в рамках таких программ, где обучение проходит в группе равных, таких же успешных бизнесменов и топ-менеджеров. В такой плодотворной среде рождаются новые бизнес-идеи, запускаются инновационные проекты, образуются успешные партнерства.
Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин заявил, что особой популярностью пользуются курсы, повышающие компетенции по управлению в стрессовых ситуациях, умению действовать в нестабильной реальности и правильно проживать ошибки, а также курсы по управлению изменениями.
«Сейчас мы видим запрос у бизнеса на конфликтологию и умение применять переговорные, медиативные техники в различных отраслях», — сказал он.
В России первые школы бизнеса появились 30 лет назад. Тем не менее, по словам старшего преподавателя кафедры маркетинга Государственного университета управления Петра Тазова, до популярности зарубежных бизнес-школ они пока не дошли — их история на западе начинается с начала 20-го века. При этом бизнес-школы в России стали устойчивым социальным институтом, говорит эксперт.
По мнению Александра Рагини, бизнес-школы в России имеют свой путь развития и свое место в системе образования. Это определяется, с одной стороны, бизнес-средой, с другой стороны — сложившимися подходами в обучении. Ведущие бизнес-школы России, имея 30-летний опыт, многому научились у зарубежных коллег в ходе сотрудничества и прохождения процедур международных аккредитаций.
«При этом в отличие от западных бизнес-школ, ориентированных на международный бизнес и на иностранных слушателей, отечественные бизнес-школы нацелены, главным образом, на российскую аудиторию и на решение задач национальной экономики», — сказал он.
Российское деловое образование всегда было ориентировано на запад. Однако в 2022 году международные ассоциации временно остановили аккредитацию отечественных бизнес-школ, профессора отменили курсы, а вузам пришлось пересмотреть партнерские программы и обмен студентами.
Сегодня, по словам Катырина, идет возврат к лучшим образцам советских образовательных стандартов с применением наработок отечественного бизнеса.
«Очевидно, что такие сложные процессы в столь консервативной отрасли как образование не могут проходить безболезненно в столь сжатые сроки — быстрый переход на отечественные онлайн-сервисы и технические решения, процесс замены привычных и бывших монополистами коммуникационных и образовательных платформ из недружественных стран», — сказал Катырин.