С 1989 года жители столицы Татарстана ежегодно устраивали митинги. Каждое 15 октября они маршем проходили от площади Свободы до башни Сююмбике, завершая мероприятие молитвой за умерших защитников Казани и выступлениями национальных активистов.
И если в период «парада суверенитетов» 90-х годов мероприятие было знаковым, то в 00-х оно стало менее заметным, хоть и согласовывалось властями. А 10 лет спустя с изменением законодательства о проведении массовых мероприятий, процесс его организации стал труднее.
Собеседник Inkazan — Гумар хазрат (титул религиозного деятеля в исламе — прим. Inkazan) — участвует в акциях Хәтер көне с 2011 года. По его словам, осложнять их проведение стали штрафы по статье об экстремизме, которые после мероприятия зачастую направляли в адрес его участников. Именно поэтому, по мнению хазрата, их количество с годами стало уменьшаться.
«Ситуация такая, что любое слово могут перевернуть. Люди не хотят связываться с этим просто», — сказал собеседник.
В 2022 и 2023 годах митинги в честь Дня памяти мэрия Казани и вовсе не разрешила. Официально — из-за поздней подачи заявки на его проведение. Однако горожане все равно собирались: в этот раз на намаз в Кул-Шарифе и дуа возле башни Сююмбике.
«Мы же приезжаем поминать „наших“, погибших при защите нашего государства. У нас никаких других мыслей нет — мы приходим просто молиться. Я считаю, что история должна быть открытой, каждый народ имеет право знать свою историю. Кто не знает прошлого, у того нет будущего», — заявил хазрат.
На Дне памяти собрались порядка 50 человек, среди которых и активисты союза татарской молодежи «Азатлык». Но большая часть участников — пожилые мужчины и женщины. Порядка 40 минут они читали молитву в Кул-Шарифе, столько же — под стенами башни Сююмбике. В этот момент на территории дежурили полицейские.
«Каждый раз, когда мы читаем здесь молитву, просим у Аллаха, чтобы вознес их (погибших при защите Казани - прим. Inkazan) в самые высшие места в раю, где пророки. Они отдали жизнь за наше государство, за наш народ и религию», — отметил Гумар.
По его словам, «для любого татарина и мусульманина это день скорби», потому что при взятии Казани погибли десятки тысяч человек.
Согласно Татарской энциклопедии, Казанское ханство образовалось на территории Волжской Булгарии в середине XV века в период распада Золотой Орды.
Казань первой половины XVI века была местом борьбы за влияние между Крымским ханством и Москвоским княжеством. В 1552 году Иван Грозный взял Казань, окончательно решив этот вопрос. Тогда часть его войска составляли в том числе этнические татары.
Кроме того, исследователи отмечали, что понятия «национальный признак» тогда не было — существовали лишь сословия и этносы. И язык казанского ханского периода менее понятен современным татарам, чем языки крымских ханов.
«Когда русские брали Казань, булгары или мишаре не считали себя одним народом с казанцами. Мишаре помогли взять Казань, а после этого в Москву отправили двух представителей булгар и кусанов», — отмечал в интервью «Бизнес Онлайн» в 2016 году академик Мирфатых Закиев.