Новая система уже работает в троллейбусах №6, 7, 9, 13 трамваях № 2, 3, 4. Вскоре на нее перейдут трамваи №1, 6 и 8. Всего оборудуют 93 единицы транспорта.
Главный вопрос, который встал в связи с внедрением новой системы, — будут ли пассажиры платить?
«Вот в чем дело: менталитет людей в этом вопросе прямо пропорционален уровню жизни. Это не в смысле „мне денег жалко“, их всегда жалко, сколько бы их не было. А в том, что человек сытый и довольный жизнью предпочтет не экономить на мелочах, чтобы не создать себе дополнительных сложностей», — считает эксперт.
По словам Журавлева, без наличия «кнута» пассажиры, пусть и не сразу, но перестанут платить за проезд. Самый простой способ этого избежать — штрафы, однако они должны быть неизбежными, то есть с видеофиксацией. По мнению эксперта, само по себе наличие видеокамер в общественном транспорте будет «пугать» тех, кто намеревается проехать бесплатно.
«У нас в Москве так приучили людей тормозить на пешеходных переходах. Ты встаешь на „зебру“ — всё останавливается, потому что очень долго штрафовали», — привел сравнение директор Института региональных проблем.
В Москве бескондукторная система внедрена давно — в начале 2000-х годов, Журавлев резюмирует: в основном платят.
«Не платят либо люди патологически жадные, либо молодые, которые в принципе никогда не платят и стараются не выходить из своего привычного подхода к жизни. Валидатор чем хорош? Используется карточка, ты никуда не суешь монетки. Человек, расплачивающийся картой, — это другой психологический тип, живые деньги не тратятся, ощущение, что ничего не произошло», — говорит он.