Posted 26 октября 2023,, 04:00

Published 26 октября 2023,, 04:00

Modified 26 октября 2023,, 04:00

Updated 26 октября 2023,, 04:00

РЖД готово помочь Казани с обустройством перехода на Копылова

На волоске от гибели: по чьей вине казанцы ежедневно рискуют жизнью

26 октября 2023, 04:00
Фото: inkazan.ru

РЖД готово помочь Казани с обустройством перехода на Копылова

Ежедневно на улице Копылова в Казани горожане встают перед выбором: переходить ж/д пути, пролезая над и между составами, или тесниться на тротуаре вдоль «пролетающих» мимо автомобилей. Почему в обоих случаях казанцы вынуждены рисковать жизнью и кто исправит ситуацию — разбирался Inkazan.

Смерть ничему не учит: в чем проблема перехода

Днем, 6 октября, на пешеходном переходе через железную дорогу недалеко от станции «Казань-2» остановился грузовой поезд. Чтобы попасть на противоположную сторону улицы Копылова, 14-летний школьник решил перелезть через состав. Поднявшись на цистерну, он случайно задел контактные провода. Парня смертельно ударило током, что вызвало громкий «хлопок». Тело мальчика обнаружили тлеющим на крыше поезда.

Вечером того же дня центральное межрегиональное следственное управление на транспорте следкома России возбудило дело по статье о нарушении правил безопасности движения поезда, повлекшем по неосторожности смерть человека.

Многочасовые остановки поездов на единственном переходе через железнодорожные пути в этом районе — частное явление, на которое уже много лет жалуются местные жители. Самые бесстрашные в попытках сэкономить время перелазят над и между вагонами.

В последний раз казанцы жаловались на проблему незадолго до трагедии — 13 сентября. В Telegram-канале «В Татарстане поймут» пользователи опубликовали видео, на котором двое парней, сняв рюкзаки, на корточках прошли под грузовым составом. В этот момент на фоне звучал предупреждающий звонок.

«Здесь было 20 человек, даже больше. Все они перелезли, перепрыгнули, перешли», — сказал автор видео.

По словам местных жителей, чаще всего составы останавливаются утром в час пик. Они могут стоять на переходе несколько часов, даже когда горит зеленый свет для пешеходов. Опасность заключается и в том, что поезда могут начать движение без гудка.

Представители Горьковской железной дороги филиала РЖД, ответственные за участок, заявили Inkazan, что в настоящее время пути через улицу Копылова ежедневно переходят 400-600 человек. Каждый год поток увеличивается на 10-15%. К тому же, недалеко от станции по улице Михаила Миля возводят новый жилой комплекс.

Тротуары для пешеходов есть под мостом, где располагается железная дорога. Однако пройти по ним — очередной квест: дорожки очень узкие и рассчитаны буквально на одного человека. Чувство небезопасности в этом месте придают автомобили, «пролетающие» в нескольких сантиметрах от пешеходной части.

В РЖД сообщили, что тротуар стал таким в результате расширения автомобильной части улицы Копылова, проведенного в 2008–2010 годах. Именно тогда казанцы начали отдавать предпочтение переходу через ж/д пути.

«В 2013 году Горьковская железная дорога приняла решение ввиду массового прохода граждан в несанкционированном месте в целях исключения рисков их травмирования оборудовать на этом месте пешеходный переход», — отметили в компании.

Местные жители считают тротуар под мостом настолько небезопасным, что даже после гибели подростка продолжают выбирать путь через рельсы и перелазить поезда. Так, например, спустя три дня после смертельного инцидента, пользователи опубликовали видео в Telegram-канале «Казань на максималках», где велосипедист залез на вагон.

Стоит заметить, что тогда же в СМИ появилась информация, что на месте дежурит регулировщик. Однако в понедельник, 9 октября, корреспондент Inkazan не застал его на посту.

В поисках ответственных: почему власти и РЖД не могут договориться

В Горьковском филиале РЖД сообщили, что обеспокоены растущими рисками на переходе улицы Копылова. Решением проблемы представители компании видят расширение тротуара под мостом, за что ответственны муниципальные власти. По этому поводу организация неоднократно обращалась к разным ведомствам. В последний раз — за два дня до трагедии.

Так, с августа по октябрь РЖД направили четыре соответствующих запроса: 15 августа — в адрес министерства транспорта Татарстана, 6 сентября — главе минтранса Фариту Ханифову, 13 сентября — заместителю руководителя исполкома Казани Игорю Куляжеву и 4 октября — главе администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Фанису Нурмухаметову.

В министерстве транспорта на вопрос Inkazan о том, поступало ли к ним обращение от РЖД, сообщили, что дороги в пределах Казани — компетенция исполкома города. В администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов, к ведению которой относится часть улицы Копылова, заявили, что вопрос реорганизации пешеходного перехода перенаправлен, наоборот, в минтранс.

В администрации Кировского и Московского районов, к которой относится улица Копылова, кратко сообщили о том, что уже известно: с одной стороны тротуар под мостом есть, с другой — организовать переход не позволяет ширина проезжей части.

Глава Авиастроительного района Нурмухаметов в разговоре с Inkazan объяснил, что если расширить тротуар в этом месте, то проезжая часть уменьшится с трех до двух полос, что приведет к пробкам и росту ДТП. Они и сейчас — не редкое явление на этом участке.

Нурмухаметов также сообщил, что единственным безопасным решением проблемы администрация видит строительство надземного перехода над путями. По его словам, с этим вопросом ведомство неоднократно обращалось к депутату Госсовета Татарстана, замначальнику Горьковской железной дороги Александру Черемнову.

«Был дан ответ, что строительство надземного пешеходного перехода на данном участке рассматривался в рамках строительства ВСМ „Москва-Казань“. На данный момент строительство ВСМ на стадии обсуждения, и сроки его реализации не определены», — заявил глава района.

После ответов на запросы становится понятно, что заинтересованности властей в благоустройстве безопасного пешеходного движения в этом районе нет. Тему возможного «перекраивания» участка ведомства буквально перекладывают друг на друга.

Свою готовность в устройстве безопасного перехода по улице Копылова выразил лишь филиал РЖД. Представители Горьковской железной дороги в ответе на запрос Inkazan сообщили, что готовы помочь правительству Татарстана реализовать проект по строительству надземного пешеходного перехода на участке.

Там же объяснили, что грузовые составы останавливаются на промежуточных станциях для того, чтобы пассажирские поезда приезжали к платформам без задержек. Если состав перекрывает пешеходный переход, то в этом месте сотрудники разъединяют вагоны.

Сами жители считают, что железнодорожные пути у станции «Казань-2» не предусмотрены для длинных поездов. Именно поэтому они выходят за организованные под них «рамки», вставая прямо на пешеходном переходе.

«Горьковская железная дорога приносит извинения пешеходам за доставленные неудобства и делает все возможное для исключения подобных ситуаций», — заявили сотрудники Горьковской железной дороги, призвав горожан соблюдать правила безопасности при переходе путей.

Комфорт автомобилистов vs безопасность пешеходов: чем готов пожертвовать город

Удачным примером расширения пешеходной части под железнодорожными путями можно считать работу в рамках реконструкции Горьковского шоссе. Там строят тоннель шириной шесть метров исключительно для пешеходов и велосипедистов. Стартовавшие в сентябре работы не влияют на движение поездов. Новый переход обещают сдать в августе 2024 года.

Возможно, что без комплексной работы над шоссе о переходе через ж/д пути в этом месте тоже бы никому не было дела. Все же стоит понимать, что на все этапы работы город тратит свыше 27 млрд рублей.

Очевидно, что расширение тротуара под мостом на Копылова потянет за собой еще множество работ, ведь просто пожертвовать автомобильной частью, которую специально делали шире 13 лет назад, нерационально. К тому же, дороги здесь и так окрашиваются в красный цвет ежедневно в час пик. Но ведь казанцы могут потерпеть пробки на участке ради сохранения жизней тех, кто попытается снова перелезть через поезд, остановившийся на переходе?

"