Несмотря на развитие технологий и появление новых способов заявить о себе, рынок услуг все еще находится в «оффлайне», а сарафанное радио остается одним из наиболее популярных способов привлечения заказов. Так, по данным онлайн-панели «Анкетолог», 42% опрошенных предпочли бы заказать услугу или товар по совету друзей или родственников, 31% доверяет мнению людей на специализированных сайтах-отзовиках.
Рекомендации и отзывы постоянных клиентов важны, однако часто «сарафанное радио» не дает выходить на новые ниши и не ловит волну за границами города или района, от того клиентская база не растет. В связи с этим мастер может обратить внимание на специализированные сервисы, набирающие сегодня популярность: рассказать о своей услуге можно, например, на платформах «Kwork», «Авито Услуги» и др. По данным исследовательского агентства Oro, «Авито Услуги» в качестве канала привлечения клиентов использует каждый 2-й исполнитель сферы услуг в России.
Например, Николай занимается сборкой мебели больше 10 лет, около двух лет назад он начал пользоваться «Авито Услуги» и теперь стабильно получает по несколько вызовов в неделю.
«Сказать, сколько в среднем обращаются, сложно. Бывает, звонка три в неделю — стол собрать, кухонный гарнитур установить, а бывает, что в день сразу несколько заказов. Довольные работой клиенты уже своим знакомым рекомендуют, поэтому положительных моментов много», — рассказывает он.
С помощью этой платформы мастер легко сможет найти своего заказчика, но важно помнить, что успешное размещение зависит от полного описания услуги в объявлении и привлекательного внешнего вида. Нужно предоставить максимально полную информацию об услуге, выделить ее преимущества и уникальность. Для этого рекомендуется использовать фотографии, например, в формате «до и после», чтобы рассказать об уже выполненных проектах. Добавим, что изображения с фотобанков не внушат заказчику доверие, а собственные результаты исполнителя могут стать его портфолио. Кроме того, при составлении объявления есть возможность добавить видео — это позволит выделиться среди конкурентов.
Рекомендуется также работать с обратной связью от клиентов через инструмент отзывов и рейтингов на площадке. Чем больше у вас хороших отзывов и чем выше рейтинг, тем больше вероятность, что заказчика заинтересует ваше объявление, поэтому всегда просите своих клиентов дать обратную связь.
Сегодня, по данным исследовательского агентства Oro, в сфере услуг работает почти 14 млн человек, абсолютное большинство из них — частники и макро-бизнес. Согласно аналитическим данным платформы Авито Услуги, в число востребованных мастеров по итогам III квартала 2023 года вошли помощники по проведению и организации праздников, репетиторы, строители, а также бьюти-специалисты. Так, в категории «Праздники и мероприятия» спрос вырос сразу на 54%, а объявлений от исполнителей стало больше на 12%.
На 34% чаще год к году россияне интересовались специалистами категории «Обучение и курсы». -Наибольшим спросом пользуются услуги репетиторов по школьным предметам (+30%) и изучению иностранных языков (+28%).
Спрос на строительные услуги увеличился на 39%, а на услуги по благоустройству загородных участков — на 52%: кладочные работы (+147%), строительство фундаментов (+80%), фасадные работы (+61%). По словам аналитиков, в этом году в стране отмечается строительный бум, который объясняется эффектом отложенного спроса с прошлого строительного сезона.
Спрос в категории «Красота и здоровье» вырос на 47%, а количество объявлений от специалистов увеличилось на 25%. По аналитике прайс-листов на Авито Услугах, средняя цена на маникюр составляет 1 500 рублей, а укладка бровей и наращивание ресниц обойдутся клиентам в 1 500 и 2 000 рублей соответственно.
Несмотря на положительную динамику спроса, многие исполнители испытывают страх и сомнения, когда дело касается поиска заказчиков в «онлайне». Они боятся потратить ресурсы и не получить достаточный выхлоп.
На сегодняшний день, по данным Data Insight, Авито является лидером среди площадок для продажи товаров и услуг в интернете: каждый 2-й провайдер услуг выбирает именно эту платформу для размещения своих предложений. Общее количество актуальных объявлений по всей России, достигло 2,9 млн. На втором и третьем местах рейтинга расположились ВКонтакте и Instagram* соответственно. Однако в апреле–мае Instagram* вышел из списка лидеров, его место заняли мессенджеры.
Ирина Михайлова, продюсер, основатель школы быстрых запусков онлайн обучения также поделилась советами. Так, мастер может сделать скидку на первую услугу в размере 50%, а затем раздать листовки с этой информацией по своему району.
«Хороший способ — „запартнерится“ с мастерами смежных ниш и делать скидку их клиентам на первое посещение, размещать рекламу акции в местных пабликах», — сказала Михайлова.
Мастера из бьюти сферы могут раздавать сертификаты на услугу в свадебные салоны, выстраивать воронку продаж через reels и приглашать мини-блогеров на первое посещение за рекламу, эксперт подчеркивает: при правильном подходе это один из топовых способов.
* Принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, деятельность запрещена в России.