Дом Ушковой построили в 1908 году. Дворец стал свадебным подарком Алексея Ушкова возлюбленной Зинаиде Высоцкой. Он — сын директора местных химических заводов и внуком чайного магната, Высоцкая — дочь профессора хирургической патологии. Они познакомились на учебе в Казанском университете, который и тогда располагался напротив дома по улице Кремлевской.
Для строительства объекта Ушков не пожалел 1 млн рублей — в то время огромную сумму, к работе он привлек известного архитектора Карла Мюфке. На втором этаже дома жили возлюбленные, на первом — располагались магазин музыкальных инструментов, меховой салон, книжная лавка и кофейня «Бристоль». Залы со стороны двора Казанского университета сдавали под аренду постояльцам.
Спустя три года после свадьбы Ушков обвинил жену в измене, после чего она продала дом площадью 2,5 тысячи квадратных метров администрации Казани. В 1917 году здесь расположились типография и общежитие. В 1919-м супруга Владимира Ленина — Надежда Крупская — организовала в доме место политпросвещения.
Около ста лет — до 2020-го — в доме Ушковой располагалась Национальная библиотека Татарстана. Более 3 млн книг хранились в подвальных помещениях, организованных в катакомбах под сквером Лобачевского. Сразу после переезда библиотеки в НКЦ «Казань» в доме Ушковой пообещали провести реставрацию.
Местным жителям даже предложили принять участие в опросе о том, каким будет здание после работ. Но про проект забыли на два года. Только в 2022-м краевед и экс-заместитель главы АО «Татмедиа» Эдуард Хайруллин представил план работ главе Татарстана Рустаму Минниханову.
Раскрывать его подробности общественности Хайруллин не стал. Спустя год проект по реставрации дома появился на сайте комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия.
На первом этаже исторического объекта хотят разместить шесть гостиничных номеров, три заведения общепита и книжную лавку, на втором — выставочное пространство и еще пять гостиничных номеров. Предполагается, что еду в кафе будут привозить уже готовой, чтобы не организовывать кухню на месте.
По сути, зданию планируют придать все те функции, которые оно выполняло в начале прошлого столетия.
В СМИ сообщали, что власти Татарстана передадут дом Ушковой компании «Связьинвестнефтехим». На этот счет в апреле 2023 года даже начинались обсуждения. Однако на ноябрьский запрос Inkazan организация заявила, что исторический дворец не в их собственности — здание по неназванным причинам так и не передали.
Состояние двухэтажного дома Ушковой, выполненного в виде замкнутого четырехугольника, печально. Два из трех балконов, выходящих на улицу Кремлевскую, «обернуты» в строительную сетку. А все потому, что элементы постройки отваливаются, и могут попасть на пешеходов.
В это же время по фасаду расползаются трещины, разрушаются входные группы. В арке, ведущей во двор, местами отсутствует штукатурка — на них заметен оголенный красный кирпич. Двери в дом закрыты, на стекле вывешены номера телефонов, по которым можно записаться на экскурсию.
Проект реставрации комитета по охране ОКН подразумевает ремонт внутри и снаружи здания, в том числе замену систем электроснабжения и освещения, отопления и видеонаблюдения, обеспечение пожарной безопасности и доступа маломобильных групп населения. В ведомстве предстоящие работы назвали «очень сложными».
Там же в ответ на запрос Inkazan сообщили, что перед ремонтом на объекте проведут научно-исследовательские и изыскательские работы, чтобы не изменить особенности памятника культуры. В настоящее время якобы прошли историко-архивные и библиографические исследования, выполнены чертежи и обследование несущих конструкций дома Ушковой.
В начале ноября стало известно, что ГУП «Татлизинг» возьмется за первый этап работ над домом. До 28 февраля 2024 года предприятие обещает провести ремонт инженерных сетей, водопровода, канализации, газопровода и теплоизоляции. На это из бюджета Татарстана выделили 824 тысячи рублей.
«Предполагаемые мероприятия не затрагивают исторически сложившуюся конструктивную схему здания, не нарушают особенностей памятника, составляющих его предмет охраны, а также не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта», — сообщили в комитете.
Коммерческий директор «Альфа Констракт» Олег Каржавин отметил в беседе с корреспондентом Inkazan, что статус объекта культурного наследия, который у дома Ушковой с 1961 года, накладывает на здание обременения. Все работы должны проводиться только при наличии лицензии ОКН у подрядчиков и при согласовании с комитетом.
«При этом ограничение не всегда касается здания целиком — часто охраняется его часть или даже элементы фасада и интерьера. Например, объектом охраны могут быть исторические окна — а на деле в здании 20 лет стоят пластиковые стеклопакеты», — объяснил эксперт.
Архитектор Константин Пономарев заявил Inkazan, что любые изменения объекта культурного наследия должны быть согласованы с оригинальным дизайном и структурой здания. В доме Ушковой, по его мнению, необходимо сохранить фасад, двери, окна и интерьер.
«Размещение туалетов и душевых в каждом номере гостиницы возможно, но это должно быть выполнено с уважением к структуре и дизайну здания. Важно также учесть, что инженерные коммуникации должны быть выполнены так, чтобы не нарушать архитектурные элементы и конструкции здания», — заявил эксперт.
В документах комитета ОКН указано, что санузлы будут отделены гипсокартонными перегородками, а не капитальными стенами.
Когда приступят к реставрации фасада и внутренних помещений дома Ушковой — неизвестно.
Собеседники Inkazan к идее размещения гостиницы в стенах исторического дома Ушковой относятся неоднозначно. Историк и казанский писатель Алексей Клочков уверен, что здание выдержит перестройку. Однако у него есть опасения, что в связи с реставрацией может потеряться «история» памятника.
«В доме треснутые стёкла: в годы гражданской войны бомба недалеко попала, и где угловой балкон стекло треснуло — все оригинальное, понимаете. Реконструкция подразумевает обновление зачастую не вполне оправданное. Я боюсь, что будет красивым, но смотреться будет как-то по-другому. С другой стороны, зная Валерия Юрьевича Сорокина [гендиректор АО „Связьинвестнефтехим“ — прим. Inkazan], я думаю, что он один из немногих это дело хорошо понимает. Здесь я уповаю только на то, что его ум и знания истории помогут это избежать», — сказал Клочков.
Впрочем, здание структурам Сорокина так и не передали. По мнению Клочкова, объекту, в первую очередь, необходима «научная реставрация». Такие работы, например, проводились при реконструкции Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге, заявил собеседник. «Главное — спасти памятник», — добавил он.
«С одной стороны, ладно, пусть гостиница будет, с другой — просто так не попадешь туда. До этого же был музей, и ходили же люди, я сам по пять раз ходил. Гостям города, конечно, это интересно было», — отметил Клочков.
Ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО) Энгель Тагиров в разговоре с Inkazan заверил: в доме Ушковой должна расположиться полилингвальная школа. По его мнению, причиной тому является вековая история здания и его «выигрышное» расположение.
«Если есть выбор, да если даже нет выбора, нужно добиться, чтобы там была школа — полилингвальная, по типу шаймиевского варианта. Желательно, чтобы была нетипичная школа, более широкого формата, которая дает не просто знания, но и формирует мировоззрение», — сказал Тагиров.
В комитете по охране ОКН сообщили, собственник может преобразовать здание для любого хозяйственного использования, главное — без ущерба конструкциям и наполнению.
Последние три года исследованием истории дома Ушковой и поиском его будущего предназначения занимался экс-заместитель руководителя «Татмедиа» Хайруллин. В апреле 2023-го он скоропостижно скончался.
В разговоре с Inkazan сын краеведа — Тимур Хайруллин — признался, что его отец «буквально жил этим домом и старался найти в его истории новые смыслы, которые подчеркнули бы значимость объекта».
«Он считал, что все эти смыслы продолжат жить в случае, если дом сохранит свою историческую функцию, а не просто стерилизуется в рамках музейного пространства. Как известно, ранее там были размещены точки торговли и общепита, существовали жилые помещения под аренду. Если воспроизвести все эти сценарии с деликатностью и уважением к наследию дома, то это только побудит интерес людей и создаст чувство приобщенности к истории», — отметил Хайруллин-младший.
По его словам, вектор обсуждения будущего дома Ушковой соответствует тому, что хотел бы видеть его отец.