В царской России за неестественное прерывание беременности наказывали как женщин, так и знахарок, которые проводили процедуры. В 17 веке царь Алексей Романов установил за это смертную казнь, в 18 веке Петр I заменил ее на ссылку. В 19 веке за аборт, как умышленное детоубийство, отправляли на каторжные работы.
В 1920 году советская власть легализовала аборты и предоставила женщинам возможность получать услугу бесплатно в медучреждениях. Послереволюционная Россия стала первой в мире страной, принявшей такой закон. Однако с 1936 по 1955 годы аборты снова запретили, ссылаясь на демографическую ситуацию.
Последствия у этого, конечно, были малоприятные: росло количество подпольных операций, в результате чего девушки нередко становились бесплодными. Об увеличении рождаемости не было и речи.
«Если же женщина все-таки рожала нежелательного ребенка, то нередко он оказывался в детдоме, либо такая мать могла убить ребенка во время родов или сразу после рождения», — отметила в разговоре с Inkazan доцент университета «Синергия», кандидат исторических наук Лариса Крушанова.
Последние 30 лет — с 1993 года — каждая россиянка, как говорится в законе, «самостоятельно решает вопрос о материнстве». Легально аборт можно сделать на сроке до 12 недель, в случае изнасилования срок увеличивается до 22 недель.
Несмотря на это, по мнению руководителя юридической группы Александра Бударагина, вопрос о разрешении абортов в России является одной из наиболее обсуждаемых и спорных тем в обществе. «В 2023 году ситуация остается неоднозначной, и в стране продолжаются дискуссии по этому вопросу», — заметил он в разговоре с Inkazan.
Настоящая полемика на тему абортов разгорелась в Госдуме в ноябре 2023 года. Депутат Султан Хамзаев предложил финансово поддерживать женщин, которые вместо аборта все же решились рожать, но с последующей передачей ребенка на воспитание государству, то есть в детдом.
Депутат Дмитрий Гусев заявил, что частные клиники зарабатывают миллиарды рублей на «запутавшихся женщинах». По его мнению, эту услугу стоит оставить лишь государственным больницам. О том, что все эти инициативы предлагают «с заботой о женщинах», подчеркнул глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи Федор Лукьянов. Священник заверил, что каждая женщина, которую он знает, после аборта впадала в депрессию, получая «духовные травмы».
Президент России Владимир Путин в этом вопросе не слишком категоричный. Он признает острую проблему абортов в стране, но предлагает альтернативу: или запрет продажи препаратов, прерывающих беременность, или же улучшение материального положение молодых семей.
«За» финансовую поддержку выступила депутат Ксения Горячева. Она уверена в том, что запрет абортов не поможет наладить демографическую ситуацию. «Если родители будут знать, что государство им поможет в любой сложной ситуации, рождаемость будет расти», — сказала она с трибуны Госдумы.
По словам юриста Бударгина, одним из главных аргументов противников абортов в России является защита жизни нерожденных детей. Получается, что количество преобладает над качеством? Ведь очевидно, что нежелательный ребенок — это всегда причина, будь то материальная или психоэмоциональная. О вопросах прав и свобод женщины здесь рассуждать и вовсе не приходится.
Доцент Финансового университета при правительстве России, кандидат юридических наук Оксана Васильева сообщила Inkazan, что полный запрет на аборты действует в Афганистане и ОАЭ. Женщинам, решившимся на нелегальное прерывание беременности, грозит тюрьма.
Процедура считается преступлением и в Бразилии, и в Польше. Однако если она вызвана близостью вследствие изнасилования или инцеста и угрожает жизни матери, то женщине дают «зеленый свет» на аборт.
Криминализация искусственного прерывания беременности заставляет женщин прибегать к абсолютно небезопасным методам избавления от ребенка. Отсюда и десятки проблем — от социальных до экономических. Эксперты уверены, что из-за подобного закона в детдомах может увеличиться количество детей, а в стране — несчастных семей, которых по сути просто заставили стать ячейкой общества.
Татарстан в дискуссиях на тему аборта принимает активное участие. Изначально уполномоченный по правам ребенка в республике Ирина Волынец предложила проводить процедуру только при наличии полиса. Министр здравоохранения региона Марсель Миннуллин решил и вовсе отговаривать женщин от нее.
Позже замглавы Всемирного русского народного собора Константин Малофеев призвал частные клиники Татарстана отказаться от проведения абортов. И хотя официального поручения тому не было, в пресс-службе местного минздрава сообщили, что треть частных организаций самовольно лишились действующей лицензии на проведение процедуры.
По словам Волынец, за Татарстаном решили повторить власти еще 10 регионов России, потребовав от коммерческих больниц все того же отказа от абортов. Кто вошел в их число неизвестно, однако детский омбудсмен республики заявила, что в списке есть Крым.
Количество абортов в Татарстане, согласно данным республиканского минздрава, уменьшается. В 2022 году на такую процедуру решились 11,3 тысячи женщин, из них по собственному желанию — 5 тысяч, или 48% пациенток. В целом за последние три года количество абортов снизилось на 10,2%.
Inkazan провел в Telegram-канале редакции опрос на тему запрета абортов, в котором приняли участие 500 человек. Порядка 76%, или 380 респондентов, считают, что эта процедура — индивидуальное дело каждой женщины.
Еще 9%, или 44 опрошенных, не уверены, что существующие детдома вместят детей, не ставших жертвами аборта. Почти столько же человек выступили «за» аборт только по медицинским показаниям. Оставшиеся 6%, или 28 человек, считают, что эту услугу стоит оставить только госучреждениям.
С одной стороны, информационная открытость этой темы помогает противостоять категоричным решениям власти. С другой — когда им это мешало.
Ведущий юрист компании «Медицинские системы и технологии» Татьяна Чумикова в разговоре с Inkazan заявила, что полного запрета не будет и быть не может. «Останутся аборты по медицинским показаниям, и здесь широкое поле деятельности для готовых заплатить женщин и готовых получить вознаграждение врачей», — объяснила она.
Последствия принятого запрета коснутся не столько страданий женщин, как в советский период, сколько экономику страны. По словам Чумиковой, у россиянок вырастут расходы на аборты, а в здравоохранении серьезно подскачет коррупция.