Posted 8 декабря 2023, 11:55
Published 8 декабря 2023, 11:55
Modified 8 декабря 2023, 11:57
Updated 8 декабря 2023, 11:57
Татарстан гордится своей системой здравоохранения. Не без основания: в республике растет средняя продолжительность жизни, она обгоняет другие регионы Поволжья по приросту населения, выделяет большие деньги на строительство новых больниц и поликлиник, правда, их их все равно не хватает.
Но и работающие поликлиники вызывают вопросы у горожан. Чтобы узнать, как обстоят в них дела, можно попытаться записаться на прием к врачу онлайн или просто посмотреть, что о лечебных заведениях пишут их пациенты в интернете.
По мнению стоматолога-хирурга Павла Бахарева, при выборе врача для пациента должен быть важен и рейтинг самого медицинского учреждения, и рейтинг медика, потому что одного без другого не бывает.
«Например, если известный и популярный врач принимает в какой-то непонятной конторке, то это выглядит по меньшей мере странно. И нужно опять же понимать, даже если это очень разрекламированное и крутое заведение, и в нём работает начинающий и никому не известный специалист, то, наверное, не стоит ждать от него грандиозных результатов и мега-экспертных мнений», — считает он.
Редакция Inkazan ознакомилась с рейтингом поликлиник на сайтах 2Gis и «Яндекс Карты» и на его основании составила свой «антирейтинг» местных поликлиник. Отметим, что в него вошли только взрослые поликлиники города. Казанские пациенты требовательны стоит отметить, что на 2Gis набрать оценку выше 3,8 баллов не удалось никому.
Открывает рейтинг казанская городская поликлиника №20 — всего одна звезда.
«Пытался вызвать врача на дом, сказали, что без температуры врач не выезжает, поэтому никакого врача они не пришлют! А то, что с кровати встать никак не могу и даже до кухни дойти, это им без разницы, можешь хоть умереть дома, главное для них, чтобы при этом не было температуры! Отношение ужасное, как к нелюдям там!» — пожаловался в марте этого года Динар Ахмадеев.
На «Яндексе» оценка у лечебного заведения выше — 3 звезды, но гневных комментариев — хоть отбавляй. Люди пишут, что не могут дозвониться до поликлиники, там постоянные очереди, терминалы не работают, персонал грубит, и не понятно, есть ли у врачей дипломы.
У филиала городской поликлиники №18 на Дубравной также всего одна звезда на 2Gis.
«Просто отказали в оказании медицинской помощи приезжему из Москвы человеку, так как не прикреплен к этой поликлинике. И бросили трубку! Для москвичей это просто шок! Прокуратура по вам плачет! Будем жаловаться в прокуратуру на ваше бездействие при необходимости неотлагательной помощи человеку», — написал Fanis Valiyllin.
На «Яндексе» оценки традиционно выше — 3,5 балла. «Отвратительное место, если вам дорого ваше время, сюда лучше не приходить», — так пациенты характеризуют поликлинику.
Далее среди нелюбимых поликлиник казанцев идет клиническая больница №2 и ее поликлиническое отделение. Заведение получило 1,2 балла от пациентов на 2Gis и 2,2 балла на «Яндексе».
«Я в шоке от этой поликлиники ни врачей, ни записей нет, что за поликлиника? А прохождение диспансеризации меня вообще убило: сделали ЭКГ и куда-то дунул — сказали здоров, что за чушь», - пишет Ролан Т.
Далее идут классические жалобы: к специалистам не записаться, не только к узкопрофильным, но и к терапевту только живая очередь по пять часов. В регистратуру не дозвониться, очереди огромные даже туда.
У городской поликлиники №8 в поселке Нагорном 1,4 балла, но жалобы на «хамское отношение» и ужасного регистратора» продолжаются с 2022 года. Пользователи «Яндекса» оценили её в 4 балла, конечно, там есть жалобы на загруженность, но при этом пациенты часто хвалят врачей. К примеру, в поселке Дербышки у этой же поликлиники оценка 2,3 балла, а в филиале по улице Хализова -2,7 балла.
Поликлинику №4 казанцы оценили в 1,6 и в 3 балла. Там нет парковки, «ужасные терапевты», хамство и те же не поднятые трубки.
«Хуже, чем эта поликлиника я не встречал, такое впечатление, что у всех врачей купленные дипломы. Мой знакомый пришел к хирургу на консультацию по лечению геморроя, мало того, что ему ничего не посоветовали, как и чем лечить, так еще врач усмехнулся над проблемой и говорит ему: " А что здесь такого, у женщин это постоянно бывает». И это сказал взрослый человек — врач, ужас. Так у женщин это природой создано, а у мужчин это болезнь которую лечат, такие вот врачи в это поликлинике», — написал Олег Никифоров.
У поликлиники №11 по улице Максимова — 1,9 баллов. Все те же жалобы на игнорирование телефонных звонков и отсутствие врачей, но на удивление, в прошлом году казанцы жаловались и на комаров:
«Искусали комары. Была на приеме. Проведите обработку, пожалуйста. Видимо, из подвала», — писали горожане.
Что касается работы самого заведения, то люди часто пишут, что персонал вежливый и внимательный, но с талонами — беда.
«Их, похоже, в природе не существует, нет врачей, нет лифта для инвалидов. Заведующая грубая и невоспитанная».
Городская поликлиника №10 Казани получила на 2Gis 2,3 балла, а на «Яндексе» 3,9 балла. Все отрицательные отзывы в основном были в 2022 году, сейчас пациенты стали чаще хвалить медицинский персонал, но все также ругают регистратуру.
Замминистра здравоохранения Татарстана Владимир Жаворонков заявил, что лучше всего свои «обращения» оставить у главного врача. На письменную жалобу, согласно законодательству, минздрав обязан дать ответ. Также претензии можно оставлять в социальных сетях горздрава, или на сайте минздрава.
Редакция Inkazan направила запрос в министерство здравоохранения республики, чтобы узнать, ведет ли оно свой рейтинг медицинских организаций. В установленные законом сроки ответ так и не поступил.
Нгуен Янь, директор медицинского факультета Университета «Синергия», считает, что сам по себе негативный отзыв — это не обязательно претензия к компетенции персонала или конкретного специалиста. Кроме того, за каждым отзывом стоит конкретный человек и его жизненная ситуация, это тоже надо учитывать.
Эксперт подтвердил, что чаще всего люди жалуются на долгое ожидание, наличие очередей и хамское, по их мнению, отношение сотрудников медицинских учреждений. И здесь можно выделить две глобальные проблемы.
Первая — это острая нехватка персонала. Сейчас ощущается дефицит квалифицированных специалистов медучреждений. В частности, только в Татарстане он свыше 10%. А низкие зарплаты в части направлений демотивируют вчерашних школьников выбирать карьеру врача. Отсюда и появление очередей, и долгое ожидание: имеющиеся специалисты могут просто не справляться с объемом работы.
В прошлом году в Казани укомплектованность медицинскими кадрами составляла 84%, но это «средняя температура по больнице». Ряд клиник укомплектован полностью, а где-то специалистов сильно не хватает.
«Конечно, наиболее тяжелая для нас ситуация — это амбулаторное звено. Мы бы хотели видеть больше людей в поликлиниках, и чаще всего обращения связаны именно с этим», — сказал Жаворонков. В этом году, по словам замминистра, врачей стало больше.
Вторая причина — отсутствие навыков общения врачей с пациентами и наоборот. Не все медицинские вузы вводят в программу коммуникацию и пациент-центрированный подход. Поэтому врач может иметь высокую квалификацию, но при этом совершенно не уметь общаться с пациентами. Те вузы, которые уже сейчас вводят такую практику, в будущем выпустят специалистов, которые, при прочих равных, будут на голову выше своих коллег, считает Янь.
«Пациенты в свою очередь тоже забывают, что врач — это человек, а не инструмент по избавлению от недуга. Особенно очень требовательны бывают пациенты в бесплатных поликлиниках. К сожалению, на это повлиять крайне сложно», — говорит эксперт.
Будут ли поликлиники и больницы идеальны в глазах пациентов, зависит не только от самих учреждений. Это в том числе работа и целых институтов образования и здравоохранения.
«Важно улучшать условия труда собственных сотрудников, оптимизировать внутренние процессы: электронные очереди, единая база данных пациентов и избавление от бюрократии. Нужно развивать партнерство с другими медучреждениями в части повышения квалификации персонала и доступа к доказательной медицине. И, как было сказано ранее, применять пациент-центрированный подход. Нужно стремиться к этому», — считает Янь.