Posted 9 декабря 2023,, 12:56

Published 9 декабря 2023,, 12:56

Modified 9 декабря 2023,, 13:57

Updated 9 декабря 2023,, 13:57

Репортаж: Как выглядит трасса М-12, и что есть на дороге по Татарстану

Репортаж: Как выглядит трасса М-12, и что есть на дороге по Татарстану

9 декабря 2023, 12:56
Фото: inkazan.ru
Татарстанский участок М-12 почти готов и ждет своего открытия со дня на день. В республике построили многофункциональный центр с молельной комнатой и прачечной, рабочие развешивают указатели, а начальство ищет инвесторов для строительства гостиниц. О том, как сейчас выглядит дорога — в материале.

О старте строительства М-12 объявил премьер-министр России Михаил Мишустин летом 2020 года. Дорога строится в рекордные сроки: от старта проекта до запуска движения по всей протяженности от Москвы до Казани прошло менее трех лет. В новейшей истории России скоростные дороги в такие сжатые сроки прежде не строились.

Сейчас на месте идет «косметический ремонт»: устанавливаются барьеры, дорожные знаки, освещение.

Одна из особенностей проекта — большое количество искусственных сооружений. Каждые 5 км на трассе встречается мост, эстакада, экодук или развязка. Всего на М-12 их 323.

Татарстанский мост через Волгу уже готов. Сейчас его украсили подсветкой, которая выполнена в фирменных цветах госкомпании «Автодор». Длина моста — 3 362 метра, подсветку повесили с двух сторон, поэтому можно сказать, что это самая длинная гирлянда в республике.

По словам Рашида Хазипова, руководителя проекта 8 этапа трассы М-12 госкомпании «Автодор», гирлянда, как и освещение будут включаться автоматически. Они регулируются дистанционно и привязаны ко времени восхода и захода солнца.

Татарстанский мост — сам по себе самый протяженный на всей трассе. Лишь для возведения его опор мостовикам потребовалось 82 тысячи кубометров бетона — это по размерам — больше 30 полных олимпийских бассейнов. Высота проезжей части над судовым ходом составляет порядка 50 метров — 14 этажный дом, а от уровня воды бетонные сооружения поднимаются на 37 метров.

Мост уже успели испытать. Для этого на объект пригнали 16 груженых самосвалов, их устанавливали в разные точки, вместе прогоняли по мосту, следили, как деформируется мост в этот момент. Все прошло успешно.

Из внештатных ситуаций Хазипов назвал, момент, когда при устройстве фундамента моста и вбивании свай, мостовики столкнулись с тем, что под дном реки есть плывуны. Пришлось принимать решения по их стабилизации, чтобы обеспечить сухой котлован по дну реки.

Проезд без тормозов

Еще одной особенностью платной скоростной дороги является то, что по всей дороге автомобилисты не встретят пунктов взимания платы со шлагбаумами, перед которыми необходимо снижать скорость — вся трасса оборудована системой взимания платы «Свободный поток».

Машины проезжают без снижения скорости под дорожными рамками, на которых размещены различные камеры и датчики. Счет за проезд формируется автоматически по фактически пройденному расстоянию на основе классификации автомобиля и распознанных номерных знаков. Оплата спишется с транспондера или можно оплатить после совершенной поездки через мобильное приложение, личный кабинет на сайте и в различных сервисах.

Алексей Тимченко, руководитель сектора продаж трассы М-12 рассказал, что для всех, кто выбирает платные дороги есть транспондер T-pass. По сути, это билет для скоростных магистралей. Транспондер можно как купить, так и взять в аренду. Стоимость аренды — 5 рублей в день, купить его можно за 4 тысячи. Транспондер дает дополнительную скидку на проезд, но оплачивать дорогу можно и по номеру автомобиля просто через сайт. Без штрафов заплатить за проезд можно в течение 5 дней.

«Отдохни, потом заправься»

Через каждые 50–80 километров трассы разместятся объекты дорожного сервиса. Многофункциональные зоны будут «зеркальными» — с правой и левой стороны дороги. Две пары МФЗ создаются около села Большие Кайбицы в Кайбицком районе, две — возле деревни Вахитово в Верхнеуслонском районе, еще две — около села Егорьево в Лаишевском районе.

На территории многофункциональных зон будут площадки для отдыха водителей и пассажиров, автозаправочные станции.

На 729 километре трассы М-12 располагается одна из таких многофункциональных зон. Ее построили за 100 дней. Когда начали строить, дороги, электричества, света — ничего не было. По словам Никиты Филатова, заместителя начальника казанского филиала технической поддержки ОАО «Татнефть» АЗС центр. Объект построен по концепции «Сначала отдохни, потом заправься». На месте есть полноценное кафе, душевые, прачечные, молельные комнаты, зоны воркаута и детские площадки.

Рассчитано, что многофункциональный объект будет живым. Он будет расти и развиваться каждый год. Сейчас на месте занято 2 гектара, но планируется, что все разрастется до 15 гектаров. Придут ли инвесторы на точку, пока не известно.

На территории есть и молельная комната. Раньше их реализовывали на других дорогах, и от Москвы до Казани их около 20. На трассе М-12 их пока 2. Молельные комнаты всегда открыты, они не предназначены для сна или отдыха — только молитва.

«На трассе М-12 такие комнаты необходимы, потому что, если на на обычной дороге можно съехать в лесок и помолиться, то здесь ты нигде не остановишься, потому что везде отбойники. А намаз человек все равно прочитает, где бы он не был», — сказал Инсаф Валеев, руководитель проекта по созданию молельных комнат.

«Автодор» пока не называет точную дату открытия всей дороги. Вице-премьер страны Марат Хуснуллин ранее говорил о 20 числах декабря. Также пока официально не озвучена полная стоимость проезда от Москвы до Казани, но, по подсчетам, дорога обойдется водителям в 5,5-6 тысяч рублей.

"