Posted 15 декабря 2023, 12:00

Published 15 декабря 2023, 12:00

Modified 15 декабря 2023, 12:20

Updated 15 декабря 2023, 12:20

Стоимость проезда в Казани выросла на 110% за 10 лет

Скандалы и штрафы: обоснованно ли повышение стоимости проезда в Казани

15 декабря 2023, 12:00
Фото: inkazan.ru.

Стоимость проезда в Казани выросла на 110% за 10 лет

В Казани с 1 января поднимут стоимость проезда в общественном транспорте. При оплате картой поездка будет стоить 38 рублей, а за наличные — 42 рубля. Как менялись цены на проезд в столице Татарстана за последние 10 лет — в хронологии от Inkazan.

Период спокойствия

В 2014 году стоимость проезда подняли до 20 рублей при оплате наличными и до 18 рублей по транспортной карте. До этого проезд в автобусе стоил 19 рублей, в троллейбусе и метро — 16 рублей, а в трамвае — 15 рублей. При оплате транспортной картой билет был на 1 рубль дешевле.

Тогда перевозчики объясняли необходимость повышения стоимость проезда убытками из-за роста цен на топливо и коммунальные услуги. Они же говорили, что Универсиада 2013 года позволила им удержаться на плаву, однако из-за спада пассажиропотока возить пассажиров по действовавшим на тот момент тарифам стало невыгодно.

В 2015 году стоимость проезда поднимать не стали, несмотря на требования перевозчиков. Последние просили повысить тарифы еще в конце 2014 года, но власти заморозили рост цен из-за кризиса.

Ситуация лучше не стала, поэтому в 2016 году тарифы подняли сразу на 5 рублей — до 25 рублей. При оплате картами проезд стоил 23 рубля. Предприятия же просили повысить тарифы до 28 рублей. В 2017 году стоимость проезда снова не стали поднимать, несмотря на требования перевозчиков.

В 2018 году предприняли очередные попытки поднять стоимость проезда в общественном транспорте. Занимавший на тот момент пост главы комитета по транспорту Казани Айдар Абдулхаков, к примеру, говорил, что рост в 1-2 рубля «уже не спасет».

В результате государственный комитет по тарифам Татарстана согласился с необходимостью роста стоимости проезда с февраля 2019 года, но на те самые 2 рубля — до 27 рублей при оплате наличными и банковской картой, до 25 рублей — при оплате транспортной картой. Казанцы пытались остановить рост с помощью петиции, но не получилось.

Запросы перевозчиков росли

Перевозчики тоже остались недовольны, но из-за маленького увеличения. Через несколько месяцев после очередного повышения тарифов они требовали повысить стоимость проезда до 40 рублей за наличные и до 31 рубля — по карте. Аргументы те же — все дорожает.

С начала 2020 года стоимость проезда снова выросла — до 30 рублей за наличные и по банковской карте и до 27 рублей по транспортой карте. То повышение вылилось в скандал — депутат Казгордумы Алексей Серов просил предоставить ему документы о финансово-хозяйственной деятельности перевозчиков, на основании которых подняли стоимость проезда, но ему отказали.

Очередное повышение тарифов случилось в начале 2021 года. Удивительно, но удовлетворили требования перевозчиков, которые стали менее жесткими — 35 рублей при оплате наличными. При этом стоимость проезда при оплате картами трогать не стали — 30 рублей по банковской и 27 — по транспортной. Казанцев это, конечно, не порадовало.

Наступил 2022 год — появились новые требования от перевозчиков поднять стоимость проезда. Глава Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана (АТП РТ) Сергей Темляков заявил, что предприятия намерены попросить повысить тариф до 40 рублей за наличные и до 35 рублей — по банковской и транспортной картам.

Но одобрили им в итоге повышение всего на 1 рубль — до 36 рублей за наличные и до 31 рубля по картам. В начале 2023 года стоимость проезда по транспортной и банковской картам подняли до 35 рублей.

Требованиям нет предела

Летом 2023 года казанцы особенно активно жаловались на жару в автобусах и требовали установить кондиционеры. Перевозчики согласились с необходимостью закупки устройств, но денег по традиции у них не оказалось. Министерство транспорта Татарстана предлагал помочь с установкой кондиционеров, подняв стоимость проезда до 47 рублей. От идеи отказались.

Но перевозчики не отказались от очередных требований повысить стоимость проезда — на этот раз до 42 рублей за наличные и до 38 рублей по картам. В результате просьбы предприятий одобрили — изменения должны вступить в силу с 1 января 2024 года. При этом неоднократно отмечалось, что это эти суммы предварительные.

Таким образом, за 10 лет стоимость проезда при оплате наличными выросла на 110% — более чем в два раза -, а по транспортной карте — на 111%. Уровень официальной инфляции составил 98,09%.

В госкомитете РТ по тарифам заявляли, что рост тарифов необходим из-за удорожания электроэнергии, горюче-смазочных материалов, шин, запчастей и технического обслуживания. Помимо этого, водителям и кондукторам подняли зарплаты, а у перевозчиков выросли расходы по налогам.

И это даже не предельные требования транспортных компаний. В 2022 году Абдулхаков, который стал главой МУП «Метроэлектротранс», заявил, что стоимость проезда и вовсе должна вырасти до 60 рублей. По его словам, такой тариф был бы экономически обоснованным, потому что себестоимость поездки на метро — 54 рубля, а в наземном электротранспорте — 52 рубля.

Обоснованы ли требования

На фоне нового роста цен на проезд появились некоторые факты из жизни перевозчиков. Глава МВД по РТ Артем Хохорин несколько лет назад предлагал изменить систему оплаты труда водителей автобусов. По его словам, количество ДТП по их вине увеличивается, так как водители нарушают правила дорожного движения (ПДД) с погоней за выручкой.

Активисты в этот раз отметили, что на транспортных предприятиях скопились долги за нарушение ПДД на 150 тысяч рублей. На тот момент рекордсменом по числу неоплаченных штрафов было МУП «ПАТП-2», обслуживающее большинство автобусных маршрутов Казани. Общее количество штрафов за все время у перевозчиков превысило 5 тысяч на миллионы рублей.

А еще выяснилось, что только два из пяти автобусных перевозчика убыточны — МУП «ПАТП №2» и ООО «УМ-4». Первое предприятие принадлежит городу, вторая компания — частному лицу. Остальные перевозчики показывают прибыль, хоть и небольшую. В это же время выяснилось, что казанцы за полгода оставили 897 жалоб на общественный транспорт.

Выходит, что тарифы растут примерно в пределах инфляции в России. При этом претензий к работе перевозчиков, особенно к автобусам, вагон и маленькая тележка. Помимо этого, Казань застряла в транспорте 10-12-летней давности, а пассажиры платят за это все больше и больше. Денег же на новые автобусы по традиции нет.

Подпишитесь