Тему «почему город вдруг становится платным» еще на прошлом заседании Госсовета поднял депутат от КПРФ Хафиз Миргалимов, но тогда спикер Госсовета Фарид Мухаметшин попросил коллег собрать круглый стол и обсудить этот вопрос серьезнее, ведь проблема касается всего города. Обсуждение состоялось.
Миргалимов заявил, что платные парковки вышли за пределы центра города, и перешли в спальные районы, а за стоянку в 8-часовой рабочий день казанцам нужно платить за парковку от 270 до 600 рублей. Многим это не по карману.
Коммуниста интересовал сразу ряд вопросов:
На все это пришлось отвечать заместителю руководителя казанского исполкома, курирующему вопросы транспорта, Ильдару Шакирову. Он напомнил, что платные парковки — это практика всех ведущих мировых городов, это «не про зарабатывание денег», а инструмент регулирования городской среды.
Схему развития дорожного движения для Казани разработали еще в 2014 году. В городе к 2023 году предполагалось создать 6 тысяч платных парковочных мест, а к 2030 году — 30 тысяч. Автомобилей в столице Татарстана становится все больше: в 2005 году в Казани было зарегистрировано 152 тысячи машин, в 2022 году — 452 тысячи — трехкратный рост.
По словам Шакирова, там, где в городе появились платные парковки, скорость движения выросла на 5 километров в час. Что касается социальных объектов, чиновник напомнил: первые 15 минут на муниципальной парковке бесплатные. По его мнению, этого времени достаточно, чтобы подвезти ребенка, завести в школу и уехать.
«У нас на 1 машину, которая стоит платно, приходится до 10 бесплатных. Это позволят сделать так, чтобы 7 тысячами парковочных мест за день пользовались до 90 тысяч автолюбителей. У нас нет задачи взимать за это плату, наша задача обеспечить доступность и оборачиваемость парковочных мест. Сократить время пребывания в центре, чтобы эти дороги не были мертвым грузом загружены автомобилями, которые там стоят месяцами», — сказал он.
Шакиров отметил, что только по первым прикидкам в центр города въезжает до 70 тысяч автомобилей. Далее Шакиров бил Миргалимова его же козырями, заявляя, что дорога не должна являться местом для хранения личного транспорта — на нее «потратили деньги налогоплательщиков», чтобы обеспечить передвижение по городу.
Кроме разлинованного асфальта в городе есть и многоуровневые паркинги. В центре Казани их 32 на 6 тысяч мест. Почасовая оплата — от 50 рублей в час, но даже так их загрузка менее 50%.
«Альтернатива для автовладельцев, которые не готовы пользоваться общественным транспортом, и предпочитают личные автомобили, создана. Возможность не хранить свой автомобиль на дороге есть», — отметил Шакиров.
Депутат Казгордумы Динара Халимдарова также заявила, что парковки уже имеются, и нужно работать с этим фактом. Сейчас автомобилисты жалуются, что на казанских стоянках возможна только предоплата, заплатить позже нельзя, как нельзя и продлить время или изменить номер машины.
«Большинство автомобилистов готовы осуществить эту постоплату, тем более если вы говорите, что главная задача — это не штраф», — сказала она.
Шакиров пообещал, что мобильное приложение казанского паркинга доделают. Тендер на создание приложения появился в начале декабря — разработчику готовы заплатить 5 млн рублей, чтобы обеспечить «удобный и эффективный способ оплаты», повысить доходы от муниципальных парковок и улучшить имидж города.
Однако депутат Госсовета, глава МУП «Водоканал» Александр Егоров заявил: по его мнению, большая часть тех, кто говорят, что «не успел заплатить», хитрят. Что касается парковки для инвалидов, он рассказал — сам видел, как автомобилист со знаком «инвалид» припарковался на таком месте, а когда депутат спросил у него, инвалид ли водитель, тот ответил, что у него мама инвалид. Что, в принципе, не запрещено законом.
«Может, просто стоит писать на парковках: „Водитель, поставивший сюда машину, подумай, может быть, когда-нибудь тебе это место пригодится“. Что-то с таким посылом», — предложил он.
Депутат также был на стороне города в вопросе того, что государство не должно решать проблему, «где хранить шубу, которую муж купил жене».
«Нашел деньги для приобретения шубы — храни у себя. Мы же не задаем такие вопросы. Почему автовладельцы спрашивают, где им машины хранить?», — вопрошал он.
Егоров обратился к главному «бунтарю» Госсовета Миргалимову, с вечным вопросом «Что делать?».
«Я знаю, что было в Казани без этих парковок. Ни одна служебная машина не могла просто проехать. И пожарные, и скорые помощи, и коммунальные службы», — считает народный избранник.
В качестве решения вопроса сам Егоров накидал несколько вариантов: запретить казанцам покупать машины, запретить въезжать в центр, запретить машины больших размеров. Миргалимов ответил, что вопроса о полном отказе от платных парковок не стоит, но ранее власти обещали, что платным будет только центр, но в итоге все «расползлось».
Это не нашло поддержки у его коллег. Депутат Госсовета Роза Заббарова отметила, что парковки надо развивать и дальше, с ними город хотя бы можно почистить, так как в этих местах появился порядок. На это даже глава комитета Госсовета по инфраструктурному развитию Александр Тыгин отметил, что здесь вопрос не в платности, а в культуре водителей, которые могут своевременно убрать машину.
Главным итогом стали слова председателя комитета Госсовета республики по экономике Лутфуллы Шафигуллина. Он заявил, что сначала городу нужно разобраться с частными парковками.
«Не надо мешать городу. Они много сделали и пусть до конца делают, потому что впереди и БРИКС и Всемирные игры. Там умные и нормальные люди, мы можем хоть раз в неделю эти собрания проводить, но мы здесь этот вопрос не решим», — резюмировал он.
Город, впрочем, больше 10 лет мешал сам себе: автовладельцы пользовались муниципальными парковками бесплатно, просто скрывая номера на время стоянки. Решить проблему удалось только в прошлом году установкой блокираторов на колеса нарушителей. За первые полгода применения такой меры потери доходов от оплаты парковок снизились в 100 раз.
Казалось бы, победили паркующихся бесплатно — хорошо бы дать водителям и пряник. Например, абонемент на стоянку автомобиля. Но сам проект, который подготовил казанский исполком, автолюбителей шокировал — возможность в течение 1 года ставить машину на муниципальных парковках обошлась бы в 218 тысяч рублей. Но это все, конечно, «Не про зарабатывание денег» — так же Шакиров сказал.