Posted 17 января, 13:07
Published 17 января, 13:07
Modified 17 января, 13:09
Updated 17 января, 13:09
Не так давно доцент Казанского федерального университета (КФУ) Тимур Аухадеев предупреждал, что регион сильно не добирает по осадкам. Вместо положенных 45 миллиметров выпало лишь 9 миллиметров. Ситуация должна была исправиться на этой неделе. Все вышло даже с излишком.
Если Казань привыкла к пробкам во время даже небольшого снегопада, и для городских водителей 9-балльные заторы не стали чем-то из ряда вон выходящим, то тех, кто отправился в путь на более дальние расстояния, погода сильно подвела.
Трассу М-7 закрыли для такси, автобусов и большегрузов, но и это не помогло. На дороге собрались большие пробки, а в Мамадышком районе произошло массовое ДТП с участием 10 автомобилей. После М-7 ограничения ввели на всех федеральных дорогах. Под запрет попали М-5 и даже платная скоростная дорога М-12.
Те водители, которые все же попытались проехать по крупным федеральным и региональным дорогам, остались в заложниках у стихии. Республиканским властям пришлось организовывать для них подвоз еды и топлива. Кому-то повезло чуть больше.
Часть водителей застряла в 20-километровой пробке в Набережных Челнах. Город обеспечил для них питание, но часть водителей большегрузов «злоупотребляли гостеприимством» и специально создавали заторы на дорогах. К 16:00 на всех федеральных трассах возобновили движение.
Первый заместитель премьер-министра правительства Татарстана Рустам Нигматуллин попросил городские власти оперативнее чистить все проезды, обещал помочь Казани деньгами на уборку улиц.
Однако в соцсетях в течение дня появлялись записи о том, что скорая помощь не может проехать к больному по сугробам, УК «ПЖКХ» не успевает вывозить мусор, а сами казанцы просто не могут пройти по неочищенным тротуарам. Единственные, для кого снегопад — это пир во время чумы — казанские таксисты. Ценник на поездки взлетел в разы.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов, объявил, что из-за сильной метели власти приняли решение закрыть казанский аэропорт. Однако пассажиры и пресс-служба аэропорта сообщила о том, что вылеты продолжаются, хотя и с задержкой. Ситуацию на контроль уже взяла Приволжская транспортная прокуратура.
Самый странный случай произошел накануне. Самолет авиакомпании «Ютэйр» вылетел из Уфы в Казань, но вскоре городские Telegram-каналы сообщили, что пилот принял решение вернуться в Уфу, потому что в столице Татарстана посадочная полоса якобы была не очищена. Однако другие самолеты приземлялись.
По словам руководителя татарстанского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Михаила Застелы, быть готовым к такой ситуации нельзя.
«Если мы будем готовы к таким явлениям, то нам нечего будет кушать, потому что наличие техники, содержание всех людей — это очень затратное мероприятие. Стихия бывает 10 дней в году, а в остальное время придется просто так кормить тех, кто на этой технике будет работать, да и саму технику где-то нужно держать», — сказал он.
По его мнению, единственный выход — это проведение грамотных организационных мероприятий. Застела отметил, что прогнозы Гидрометцентра сбываются с большой точностью и еще накануне синоптики предупреждали о метели.
«Если бы заранее перекрыли трассы, это было бы намного дешевле, чем проведение спасательных мероприятий по вызволению застрявших водителей», — сказал он.
Что касается уборки города, то эксперт отметил, что чистить нужно не одну улицу «под ноль», а остановки транспорта, которым пользуется большое количество человек. Также необходимо убирать подъезды к социальным учреждениям, а не только к тем местам, которыми пользуются госслужащие. Ранее корреспондент Inkazan обратил внимание на то, что наибольшее количество спецтехники сосредоточено на площади Свободы.
«Если все грамотно распланировать, то потери можно свести к минимуму», — считает Застела.
Юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что у российских дорог четыре беды: зима, весна, лето и осень.
«Вот и здесь как обычно. Сидят и ждут. Мне МЧС за сутки присылает короткое сообщение, какая будет погода и какой ветер. Понятно, что соответствующим службам приходят подробные отчеты. Можно же сразу выделить технику, людей, горючее, чтобы все убирать. Но нет. Абсолютно не готовы», — считает Копвиллем.
По его мнению, многие уже привыкли, что федеральные трассы не чистят от снега, но вот новая платная скоростная дорога всех удивила.
«За что они деньги получают?», — задался вопросом автоэксперт.
Сейчас если дорогу и чистят, то снег отбрасывают на отбойники, тем самым сужая дорогу. Получается, что машины идут по одной стороне.
По мнению Копвиллема, у транспортников неправильно выстроена целевая функция. Их главная задача — освоить определенную сумму денег, чтобы получить еще в следующем году. Если бы функцией было сокращение количества ДТП или количества заторов, то подрядчики работали бы иначе.
Синоптики Гидрометцентра Татарстана предупредили, что метель останется в республике минимум до конца недели. 18 января погода чуть улучшится и жители республики смогут передохнуть от стихии, но после все начнется вновь. Вплоть до воскресенья средняя температура будет на уровне -6 градусов и над регионом будет нескончаемая метель. Всего за это время выпадет 60% осадков от месячной нормы.
Очевидно, татарстанцам придется терпеть, а республиканским властям принять, что бывает и такое.