Posted 26 января, 15:52

Published 26 января, 15:52

Modified 26 января, 16:31

Updated 26 января, 16:31

Что не так с казанскими автобусами

Под завязку. Как казанцы очутились в очередях на автобус

26 января 2024, 15:52
Фото: inkazan.ru
Что не так с казанскими автобусами
Снежный апокалипсис оголил и без того больную тему для Казани. Общественный транспорт оказался полностью не готов к наплыву пассажиров. О том, почему в городе не хватает автобусов, и что с этим делать — в материале Inkazan.

За что боролись, на то и напоролись

Мэрия Казани неоднократно пыталась пересадить горожан на общественный транспорт. Уменьшить поток личных автомобилей в центре старались платными парковками, приговаривая, что город не должен нести ответственность за вашу машину, ведь вы ее купили сами, значит сами и должны решать, куда ее ставить. Все как с шубой жены. Другое дело — общественный транспорт. Это вотчина властей. Пересаживайтесь — домчим без пробок по выделенной полосе.

Горожане не шли на эти уловки. Даже в лучшие времена у казанских автобусов лучших времен не было. То кондукторы дерутся с пассажирами, то двери не закрываются, то не работают оповещатели, а состояние салонов вызывает не вопросы, а ужас.

При этом сразу после нового года цены на проезд подняли сразу на 9,5%. Теперь он обходится пассажирам в 42 рубля за наличные и 38 рублей по карте. С ростом цен желающих прокатиться не прибавилось.

Все трещит по швам

Удивительно, но главным помощником города в попытке затащить казанца в автобус стала погода. Из-за метели, а соответственно, нечищенных дорог у многих не осталось выбора и пришлось воспользоваться общественным транспортом. Но он оказался абсолютно не готов к такому наплыву горожан.

Те, кто втиснулся в салон автобуса практически любого маршрута, в современных реалиях считаются счастливчиками. Некоторым горожанам не удается сделать этого физически. Впервые в Казани на автобусных остановках стояли очереди из непоместившихся пассажиров, которые не могла дождаться общественного транспорта.

Транспортный коллапс происходил на фоне слов главы комитета по транспорту казанского исполкома Алексея Сидорова. Он заявил, что во время снегопада автобусы будут работать в усиленном режиме, все вышло ровно наоборот.

Вопрос к комитету по тарифам. Вы когда схавали очередную просьбу перевозчиков о повышении стоимости проезда, вы смету изучали? Вы лично транспорт осмотрели? Перед тем, как принимать решение? Даже месяца не прошло, как всё трещит по швам! При этом люди обязаны платить за такие вот «удобства» по завышенной стоимости! И ещё не факт, что доедут до дома!» — возмущаются горожане в соцсетях.

И таких жалоб — уйма. При этом жители города не понимают, почему «Метроэлектротранс» каждый день объясняют обстановку с троллейбусами, трамваями, и делают, что могут, а Ассоциация автотранспортных предприятий Татарстана (АТП) во главе с Сергеем Темляковым полностью бездействует.

«Хоть бы раз объяснили что происходит с автобусами! Мне вот, допустим, интересно, сколько конкретно автобусов застряли в непогоду и сколько было ДТП с их участием. Почему АТП не отчитывается ни о чём никогда?! Это что за работа такая, на которую можно наплевать? Пофигизм, конечно, зашкаливает у АТП, но, может, пора уже взяться за работу?» — пишут граждане.

Есть жалобы и на конкретные маршруты. Например, 37-й автобус горожане уже назвали «автобусом-призраком». А читатели Inkazan жалуются, что после 21:00 «исчезают с линии» автобусы маршрута №30.

Редакция Inkazan направила запрос Темлякову, с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент публикации ответ так и не поступил. Как только он появится в нашем распоряжении — мы его опубликуем.

Также редакция поинтересовалась у исполкома, планирует ли город увеличивать число подвижного состава, ведь впереди столицу Татарстана ждут крупные мировые события. Ответ в установленные законом сроки так и не поступил.

Отметим, что в декабре 2023 года исполком лишь рапортовал, что покупку 250 новых автобусов перенесли на неопределенный срок.

Есть такая особенность: прибыть максимизировать

Ведущий научный сотрудник Лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН Сергей Гатауллин в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что ответ на вопрос, почему городам не хватает общественного транспорта, достаточно банальный — у государства есть более приоритетные направления, в том числе по развитию стратегически важной вывозной транспортной инфраструктуры, и дефицитный бюджет.

«А с учетом того, что большинство транспортных компаний по всему миру убыточны, частные инвесторы предпочитают рассматривать альтернативные варианты вложений», — считает он.

По его мнению, одним из решений может быть поиск новых бизнес-моделей, предполагающих перевозку пассажиров во взаимосвязи с перспективными планами развития территорий. В качестве успешного примера эксперт привел опыт управления метро Гонконга, когда по договоренности с властями, транспортный бизнес был объединен с застройкой новых районов, что позволило в сжатые сроки превратить компанию-перевозчика в прибыльную.

Похожая идея сейчас прорабатывается в Казани. В прошлом году в городе создали Институт пространственного планирования, который должен решить все проблемы отдаленных поселков, в том числе и транспортные. Сможет ли он взять на себя и это вопрос, непонятно.

Генеральный директор транспортной компании ООО «Горизон-Тур» Александр Зубец, считает, что вопрос об общественном транспорте в крупных городах, включая Казань, является актуальным и требует комплексного рассмотрения.

Эксперт убежден, что управление городским транспортом должно осуществляться только на местном уровне — городская администрация лучше понимает потребности пассажиров и характер движения транспорта. Город может «эффективно» планировать маршруты, регулировать графики движения, особенно в утренние и вечерние часы пик, что обеспечит высокий стандарт обслуживания горожан.

«При этом, отмечу, что частным транспортным компаниям категорически нельзя согласовывать движение по регулярным городским маршрутам. Особенность частных перевозчиков: максимизация прибыли, в связи с чем частная транспортная компания будет не выдерживать график убыточных маршрутов, что в целом по городскому округу снизит качество транспортных услуг и повысит недовольство горожан», — говорит он.

Что касается финансирования, то, по мнению эксперта, здесь государство должно выделять деньги для поддержки перевозчиков. Это важно не только для обеспечения надежности в сфере перевозок, но и для создания комфортных условий для пассажиров. Финансирование позволит компаниям поддерживать функционирование «убыточных» маршрутов, модернизировать автобусный парк, что обеспечит качество транспортных услуг.

«Необходимо также изменить действующее законодательство — „улучшить“ условия работы перевозчиков, снизить бюрократию. Прозрачные и справедливые правила игры способствуют развитию транспортной отрасли и повышению качества услуг. Важно создать такие условия, при которых частные транспортные предприятия могут эффективно функционировать, соблюдая высокие стандарты безопасности и обслуживания», — считает эксперт.

Плохой регулятор или исполнители?

По мнению Алексея Смирнова, директора по развитию компании «STEP. Транспортные решения», нехватка общественного транспорта в городах является комплексной проблемой, и она связана с различными параметрами.

Во-первых, с нехваткой квалифицированных кадров на рынке, то есть водителей. Во-вторых, не хватает подвижного состава, отвечающего современным требованиям безопасности и комфортного передвижения.

«Да, конечно, есть программы нацпроекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“, в рамках которых города заменяют подвижной состав, но этого недостаточно, они не успевают. Чтобы обновить подвижной состав требуется много лет, а у городов своих денег зачастую на это не хватает», — говорит он.

Также эксперт отмечает, что маршрутные сети общественного транспорта были созданы еще в советские годы, и во многих городах их из года в год переписывают и говорят, что существующая сеть «40-летней давности» все еще отвечает необходимым требованиям обеспечения мобильности горожан. Но это не так. Города с этим ничего не делают, просто принимают работы и живут с этим дальше. В Казани новую маршрутную сеть общественного транспорта обещали утвердить к концу 2023 года.

Смирнов считает, что город должен быть регулятором, а частные предприятия должны выполнять транспортную работу. То есть город может осуществить переход на брутто и нетто-контракты, как это было сделано, например, в Москве при переходе на новую маршрутную сеть, или в ходе транспортной реформы в Перми. Часть маршрутов была разыграна, и перевозчиков обязали обеспечивать необходимый уровень сервиса, поддерживая конкуренцию за качество предоставляемых услуг.

Пойдет ли Казань на такой шаг, зная, что все это принесет дополнительные траты — вряд ли. А горожане потерпят. Главное, чтобы гости, приехавшие на БРИКС, не заметили транспортного коллапса. Но важных людей наверняка не посадят в казанский автобус, а что до остальных — не все ли равно.

"